"Черника" Марса оказалась остатками метеоритов

"Черника" Марса представляет собой странные шарики

"Черника" Марса представляет собой странные шарики
Несколько лет назад марсоход "Оппортьюнити" обнаружил на поверхности Красной планеты странные шарики, которые впоследствии и учёные, и обыватели окрестили черникой. Считалось, что они указывают на наличие воды в истории Марса, но новое исследование предлагает другое объяснение.

Несколько лет назад марсоход "Оппортьюнити" обнаружил на поверхности Красной планеты близ кратера Индевор странные шарики, которые впоследствии и учёные, и обыватели окрестили черникой. Настолько они были похожи на эти лесные ягоды.

"Оболочка у них кажется хрустящей, а внутренности мягкими. У них разная концентрация, разная структура, разный состав и распределение по поверхности. В общем, перед нами предстала любопытнейшая геологическая загадка", — комментирует Стив Сквайерс (Steve Squyres), один из ведущих исследователей миссии Opportunity.

Долгое время считалось, что они являются доказательством того, что на Марсе миллиарды лет назад существовала вода. На это указывало большое количество железосодержащего минерала гематита, который был обнаружен в странных шариках. Для его формирования должна была понадобиться грунтовая вода, которая могла протекать сквозь пористые породы и заодно "обкатывала" шарики. Проблема данной теории в том, что она не объясняет, почему шарики имеют определённые размеры.

Новое исследование астрономов университета Гавайев (University of Hawaii), результаты которого опубликованы в журнале Planetary and Space Science, предлагает другое объяснение. Вероятно, "черника" – лишь свидетельство падения метеоритов, которые рассыпались на осколки, пробираясь сквозь недружелюбную атмосферу Красной планеты.

(фото NASA).

"Физические свойства сфер, такие как состав и форма, лучше объясняет метеоритная теория", — считает ведущий исследователь Анупам Мисра (Anupam Misra). В статье авторы отмечают, что гематитовые "ягоды" имеют универсальную форму. Диаметр сфер в среднем составляет примерно четыре миллиметра и не превышает 6,2 мм. Команда Мисры полагает, что 4-сантиметровый метеорит мог "рассыпать" тысячи таких черничных ягод по довольно большой площади.

Впрочем, есть недостатки и у новой теории. Анализ, проведённый инструментами марсохода, показал, что "ягоды" образовались в ходе низкотемпературного процесса. В то же время распад метеорита в атмосфере Красной планеты явно таким не является.