NASA сообщило о следах биологической активности в марсианском метеорите

Микротуннели в образцах марсианского метеорита Ямато 000593 указали на их возможное биогенное происхождение

(фото NASA).

Микроскопические углеродные сферы могут быть ещё одним доказательством существования жизни вне Земли

(фото NASA).

Представители космического агентства NASA опубликовали статью, в которой утверждают, что 14-килограммовый метеорит с Марса, упавший на Землю 50 тысяч лет назад, содержит не только следы жидкой воды, но и свидетельства древних биологических процессов, а значит, существования внеземной жизни.

По мере изучения Красной планеты и метеоритов, прилетевших с неё на Землю, учёные всё больше убеждаются, что миллиарды лет назал Марс был намного более пригоден для зарождения жизни, чем наша планета. Недавно объединённая группа исследователей из Космического центра Джонсона и Лаборатории реактивного движения опубликовала статью в журнале Astrobiology, в которой рассказывается об анализе марсианского метеорита.

Космический странник Ямато 000593 (Y000593) упал на нашу планету около 50 тысяч лет назад после долгого путешествия от Марса. Учёные NASA утверждают, что 14-килограммовый осколок Красной планеты содержит не только доказательства влажности атмосферы древнего Марса, но и следы "биологических процессов".

Аналогичные заявления делались неоднократно, однако прямых и неоспоримых свидетельств инопланетной жизни до сих пор предоставлено не было. В 1996 году исследователи обнаружили предполагаемые следы бактерий в метеорите ALH 84001, который был найден в Антарктиде в 1984 году. Президент США Билл Клинтон даже выступил с официальным заявлением об открытии, но позднее скептики завалили авторов исследования вопросами.

Объект ALH 84001 до сих пор не считается носителем инопланетных бактерий по двум основным причинам: продолговатые структуры, похожие на микроорганизмы, были слишком малых размеров, меньше любой земной формы клеточной жизни, к тому же существует вероятность, что жизнь проникла в метеорит уже после падения, а значит, имеет обычное земное происхождение.

Ведущий автор нынешнего исследования и руководитель команды учёных, изучавших ALH 84001 в 1990-х годах, Дэвид Маккей (David McKay) исключил возможность занесения бактерий извне и позднее занимался исключительно метеоритом Ямато 000593.

(фото NASA).

Анализ Ямато, найденного в 2000 году в Антарктиде, показал, что метеорит сформировался на поверхности Марса 1,3 миллиарда лет назад из лавового потока. Затем, около 12 миллионов лет назад, мощный взрыв расколол марсианскую кору и заставил сотни её осколков разлететься во всех направлениях. После длительного путешествия по межпланетному пространству один из осколков марсианской коры достиг Земли в виде метеорита.

"В то время как роботизированные миссии на Марсе помогают изучить геологическую историю планеты, марсианские метеориты — единственные образцы, которыми мы располагаем, чтобы разгадать загадку происхождения жизни. Только в наземных лабораториях есть необходимые инструменты для изучения этого вопроса", — заявила Лорен Уайт (Lauren White), возглавившая исследовательскую группу после смерти Маккея в феврале 2013 года.

В своей работе учёные описывают микроскопические туннели в образцах метеорита Ямато 000593 — особенности, связанные с марсианскими глиняными месторождениями. При сравнении с аналогичными земными образцами, марсианские формы больше напомнили биологические текстуры, наблюдаемые в вулканическом стекле. Как поясняют Уайт и её коллеги, это означает, что марсианский метеорит содержит микроскопические образования, в большинстве схожие с минеральными формами, оставленными бактериями на Земле.

(фото NASA).

Ещё одно открытие, указывающее на древнюю биологическую активность — это обнаружение сфер диаметром в несколько нано- и микрометров, упакованных между слоями пород в метеорите. Эти "шарики" отличаются от минералов внутри камня и богаты углеродом, что в очередной раз доказывает их возможное биологическое происхождение. То есть они являются следами активной работы бактериальных форм жизни внутри скалистого вещества.

Несмотря на несколько разносторонних свидетельств, учёные по-прежнему сомневаются в открытии. В своём отчёте они заменили однозначное понятие "жизнь" на "биогенное происхождение" и "биотическую активность".

"Пока мы не можем исключить возможность того, что углеродные образования являются продуктом абиотических механизмов, никаким образом не связанных с какой-либо формой жизни. На возможность биологического происхождения указывают лишь сходства метеорита с земными образцами", — поясняет Уайт в пресс-релизе.

Опираясь на опыт сенсационного исследования метеорита ALH 84001, учёные NASA боятся поднять шумиху лишний раз. Астробиологи утверждают, что никогда невозможно исключить на 100% возможность контаминации земными бактериями, поэтому марсианские метеориты, долго лежащие на Земле, не могут быть убедительными доказательствами существования инопланетной жизни.

Ответить на волнующий вопрос можно будет, лишь побывав на Марсе и изучив его породы при помощи лабораторных инструментов. Если инопланетная ДНК будет не только найдена, но и секвенирована, то лишь тогда можно будет с полной уверенностью говорить о существовании жизни вне Земли.