Космический глаз из 34 телескопов начнёт охоту в 2024 году

(иллюстрация ESA.C. Carreau).

(иллюстрация ESA).

Так может выглядеть охотник за экзопланетами PLATO
Европейское космическое агентство объявило, что запустит миссию PLATO для поиска экзопланет в 2024 году. Обсерватория будет использовать 34 маленьких телескопа для выявления планет, которые вращаются вокруг звёзд вне Солнечной системы.

Исследования планет, вращающихся вокруг звёзд, подобных Солнцу (так называемых экзопланет), являются одной из наиболее интересных научных тем XXI века.

Учёные таким образом хотят выявить миры, похожие на Землю, которые могли бы раскрыть ещё неизвестные свойства нашей планеты (например, на ранних стадиях развития). Для этого Европейское космическое агентство (ESA) планирует запустить новую космическую миссию под названием PLATO (PLAnetary Transits and Oscillations of stars или "Прохождения планет и колебания звёзд").

Космическая обсерватория будет обладать 34 небольшими, но мощными телескопами. Запуск аппарата запланирован на 2024 год, а поиск планет земного типа, расположенных на соответствующем расстоянии от своих звёзд, будет производиться после трёх первых лет работы, когда будет собрано достаточное количество первоначальных данных.

В настоящее время ни одна похожая на Землю экзопланета ещё не была найдена в обитаемой зоне подобной Солнцу звезды. Аппарат PLATO станет пионером в поиске новых миров.

(иллюстрация ESA.C. Carreau).

"Это фантастическая новость для Европы. PLATO впервые позволит осуществлять систематический обзор близлежащих планет для поисков как передовых, так и простейших форм жизни, – комментирует Дон Поллакко (Don Pollacco) из университета Уорика. – Ещё несколько лет назад это было бы научной фантастикой, а теперь – уже научный факт".

В создании самого инструмента главную роль сыграет Великобритания: ПЗС-датчики будут разработаны компанией e2V Technology и университетским колледжем Лондона (UCL), большая часть программного обеспечения для обработки изображений − Кембриджским университетом (University of Cambridge), а приборы обратной связи − Открытым университетом (Open University).

"PLATO начнёт совершенно новую главу в исследовании экзопланет, – уверен доктор Хайке Рауэр (Heike Rauer) из Германского аэрокосмического центра, возглавляющий миссию. – Думаю, мы сможем найти планеты, где обнаружится жидкая вода, которая, как известно, свидетельствует о наличии жизни".

Обсерватория PLATO совместно с наземными телескопами поможет учёным определить размеры, массу и возраст обнаруженных планетных систем, поэтому сравнения с Солнечной системой будут крайне подробными.

"За последние 20 лет было открыто более тысячи экзопланет и множество мультипланетных систем, – рассказывает Рауэр. – Но почти все эти системы по свойствам существенно отличаются от нашей, Солнечной. Большинство из них также крайне малы, что затрудняет нам возможность их охарактеризовать. PLATO же установит, есть ли в нашей Галактике похожие на Солнечную системы и подобные Земле космические тела. Эта миссия также позволит нам разрабатывать и тестировать теории эволюции планет, что приведёт к пониманию происхождения малых планет Вселенной и даст нам информацию о том, сколько подобных Земле небесных тел разбросано по Вселенной".

(иллюстрация ESA).

Для обнаружения экзопланет PLATO будет изучать скорость звёзд и отслеживать прохождение планет по лику светил, при котором малое небесное тело временно закрывает собой другое большое и блокирует часть света, приходящего от него. Также миссия будет заниматься астросейсмологией, то есть изучать внутреннюю структуру пульсирующих звёзд, исследуя частотных спектров их пульсаций. Астросейсмология позволит учёным узнать возраст вибрирующей звезды и планет, вращающихся вокруг неё.

Первые цели для PLATO будут выбраны на основе данных, полученных телескопом Gaia.

В ближайшем будущем ESA предстоит утвердить окончательный дизайн космической обсерватории. Ранее планировалось, что миссия будет запущена в 2017 или 2018 году на ракете "Союз-Фрегат" с космодрома Куру.