Карта генетической истории человечества выявила следы работорговли и войн

На карте условно обозначены исторические события, в ходе которых произошли генетические смешения народов. Различными цветами обозначены разные входные группы

(иллюстрация Chromosome Painting Collective).

Хронология событий, в ходе которых произошли основные исторические генетические смешения народов

Схема индивидуального генетического смешения
Генетики из Великобритании составили первую интерактивную карту на основе новейших данных о генетических смешениях 95 популяций Европы, Азии, Африки и Южной Америки за последние четыре тысячи лет. Работа поможет лучше понять историю генетического развития человечества.

Команда исследователей из Оксфордского университета и Университетского колледжа Лондона при финансовой поддержке фонда Wellcome Trust и Королевского сообщества составила первую интерактивную карту генетической истории человечества. Новая база основана на последних данных о генетических смешениях 95 популяций Европы, Азии, Африки и Южной Америки за последние четыре тысячи лет.

В своей статье, опубликованной недавно в журнале Science, учёные не только идентифицируют, но и датируют и характеризуют каждый виток генетических смешений между популяциями. Для работы использовались комплексные статистические методы анализа ДНК 1490 индивидуумов в 95 популяциях по всему миру.

"Расшифровка ДНК действительно помогает читать историю и раскрывать детали прошлого человечества", — утверждает соавтор исследования доктор Саймон Майерс (Simon Myers), сотрудник Факультета статистики Оксфордского университета и Центра генетики человека фонда Wellcome Trust.

(иллюстрация Chromosome Painting Collective).

Авторы проекта подчёркивают, что они использовали в своей работе исключительно генетические данные, что позволило собрать информацию, независимую от других источников. Однако очень многие из них явно совпадают с историческими событиями, а также выявляют ранее неучтённые свидетельства генетического смешивания.

Так, к примеру, анализ ДНК монгоров, живущих в современном Китае, показал, что в 1200 году нашей эры европейцы-греки смешались с китайцами, в результате чего и возникла эта популяция. Исторически эти сведения совпадают с записями о путешествиях средневековых европейских купцов по Великому шёлковому пути.

Статистическая методика, названная авторами исследования Globetrotter (буквально "путешественник по глобусу"), дала верные представления о важнейшей исторической информации, к примеру, о наследии Монгольской империи. Исторические данные свидетельствуют о том, что хазарейцы из Пакистана частично являются потомками монгольских воинов. Генетическое исследование также выявило точные свидетельства интеграции монгольского ДНК в эту популяцию в период существования Монгольской империи.

Шесть других народностей, населяющих территорию от запада Турции до Дальнего Востока, также имеют следы генетического смешения с монголами в тот же самый исторический период.

(иллюстрация Chromosome Painting Collective).

"Больше всего меня поражает то, как точно работает наша методика. Реконструкция исторической картины смешений народов часто осложняется возникновением мутаций в генах, однако информация о геноме в целом позволяет восстановить полный ход истории. Интересно, что иногда соседние народы очень сильно генетически отличаются друг от друга", — рассказывает ведущий автор исследования доктор Гаррет Хелленталь (Garrett Hellenthal) из Университетского колледжа Лондона.

Учёные также обнаружили сходства в своих данных с историческими записями об арабской работорговле, в ходе которой произошли смешения между народами, проживающими на территории Пакистана, Африки южнее Сахары, Восточной Азии и некоторыми популяциями Европы.

Как отмечается в пресс-релизе проекта, практически все современные народы имеют отпечаток генетического смешения, так что это явление было очень частым в истории человечества.

Секрет методики, использованной генетиками, относительно прост: исследователи идентифицировали участки ДНК, распределённые между различными индивидуумами-представителями разных народов (всего доноров было 1490), и вычисляли, в какой временной период возникали эти сформированные участки генома. Народы, у которых было больше общих предков, имели больше общих участков ДНК, а наличие сугубо индивидуальных участков указывало на общую родословную по хромосомам.

(иллюстрация Chromosome Painting Collective).

"Каждый народ имеет свою особую генетическую "палитру". Если бы, к примеру, вам нужно было "нарисовать" геном представителей майя, то вам нужно было бы смешать цвета из палитры народов Испании, Западной Африки и американских индейцев. Мы определили, что эта смесь впервые появилась приблизительно в 1670-х годах нашей эры, что соответствует историческим записям об освоении западными африканцами и испанцами территорий Америки", — рассказывает соавтор исследования Даниэль Фэлаш (Daniel Falush) из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка.

Сотрудники проекта также отмечают, что их работа поможет не только узнать больше об истории человечества, но и проследить распространение различных опасных заболеваний, в том числе и генетических. Небезызвестно, что одни народы страдают от какой-то определённой болезни больше, чем другие, и карта генетической истории поможет понять, как возник недуг, каким образом распространялся и, соответственно, как его можно остановить.

С составленной генетиками картой можно ознакомиться на официальном сайте проекта.