Антиоксиданты ускоряют развитие рака лёгких

Шведские учёные предостерегают курильщиков от употребления антиоксидантов, которые могут способствовать развитию рака лёгких

(иллюстрация Fvasconcellos/Wikipedia Commons).

(фото Ole Jais/Flickr).

Молекула N-ацетилцистеина
Шведские учёные показали, что курильщикам и людям с высоким риском развития рака лёгких следует воздержаться от употребления некоторых антиоксидантов. Эксперименты на мышах показали, что добавление витамина Е и N-ацетилцистеина к рациону существенно ускоряют развитие опухолей.

Современное информационное пространство часто подбрасывает нам данные о чудесном действии на организм человека антиоксидантов. Они, мол, противостоят свободным радикалам и активным формам кислорода, препятствуя старению клеток. Однако клинические исследования последних лет показали весьма неоднозначные результаты.

Разберёмся подробнее. Антиоксиданты, например, бета-каротин, витамин Е и С − это природные или синтетические вещества, которые замедляют или обрывают реакцию окисления органических соединений в организме. Главными участниками окисления являются как раз свободные радикалы и активные формы кислорода.

Существует научно обоснованная концепция, что антиоксиданты помогают бороться с раковыми клетками. Эта идея активно продвигается индустрией пищевых добавок. Считается, что антиоксиданты предотвращают повреждение клеточных компонентов, включая ДНК. Последнее обычно связывают с развитием опухолей. То есть сокращение повреждений ДНК должно предотвратить или замедлить течение болезни.

Как оказалось, это не совсем так. Как минимум два масштабных клинических исследования показали, что люди, которые принимают антиоксидантные добавки, на самом деле имеют больший риск развития рака, чем те, кто ограничивается натуральными продуктами.

В 1994 году в Финляндии завершился эксперимент, в ходе которого почти 30 тысяч мужчин-курильщиков принимали бета-каротин и проявили более высокий уровень заболеваемости раком лёгких. Ещё одно исследование было проведено в США. Оказалось, что у мужчин, принимавших витамин Е в течение 5,5 лет, риск развития рака простаты был выше на 17% по сравнению с контрольной группой.

(фото Ole Jais/Flickr).

Новое исследование шведских учёных из Гётеборгского университета, проведённое на мышах показало, что антиоксиданты − витамин Е и N-ацетилцистеин (NAC) − способны защитить ДНК здоровой клетки от разрушения, но точно так же они ведут себя по отношению к клеткам раковым.

Руководитель исследования Мартин Бергё (Martin Bergö) и его коллега Пер Линдел (Per Lindahl) столкнулись с проблемой действия антиоксидантов случайно. Изначально учёные проводили эксперименты на мышах, которые были генетически модифицированы для развития у них рака лёгких. В одной из работ грызунам вводили дозу NAC. Исследователи полагали, что это замедлит развитие опухоли. Но результат оказался прямо противоположным. У всех таких животных опухоль росла в три раза быстрее, чем у других модифицированных мышей.

Озадаченные эффектом от применения одного антиоксиданта, учёные провели аналогичные эксперименты с другим – витамином Е. Результат оказался аналогичным. Более того, все мыши, которые получали антиоксиданты, умерли в 2 раза быстрее, чем особи контрольной группы.

Затем исследователи проверили действие витамина Е и NAC на культурах человеческих раковых клеток, которые также продемонстрировали бурный рост. Во всех экспериментах антиоксиданты сокращали количество повреждений ДНК клеток опухоли. Это в свою очередь приводило к снижению производства белка р53, который известен, как "страж генома". Р53 является регулятором клеточного цикла и обеспечивает профилактику опухолевой трансформации клеток.

Предупреждая возможные вопросы, Пер Линдел отмечает, что их исследование не говорит ничего о том, как антиоксиданты влияют на развитие опухоли у здоровых людей и животных. Однако учёный уверен, что пациентам с высокой степенью предрасположенности к раку лёгких, в особенности заядлым курильщикам, стоит воздержаться от употребления соответствующих добавок к пище. Или, как минимум, подождать последующих исследований в этом направлении.

Специалисты также утверждают, что антиоксиданты эффективны для профилактики развития опухоли, и что это экспериментально подтверждённый факт. Но, когда рак уже присутствует в организме, их действие может произвести обратный эффект.

Более подробно с результатами исследования и выводами учёных можно познакомиться в статье, опубликованной в журнале Science Translational Medicine.