Заболевания имеют особый запах

Плодовая мушка сидит на подставке в центре. Запах раковых клеток выходит из трубы слева, направленной на насекомое. Выше √ объектив микроскопа, который записывает реакцию антенн мушки

(фото Universitat Konstanz).

Оказывается, насекомые не только способны отличать здоровые и поражённые болезнью клетки, но и видят разницу между несколькими видами раковых клеток. Более того, человеческий нос также может "диагностировать" некоторые заболевания.

Международный исследовательский проект во главе с нейробиологом и зоологом профессором Джованни Галиция (Giovanni Galizia) из университета Констанца в Германии привёл к открытию: плодовые мушки способны отличать раковые клетки от здоровых с помощью своих обонятельных рецепторов. В статье, опубликованной в издании Scientific Reports, исследователи описали, как характерные модели реакции обонятельных рецепторов трансгенных дрозофил могут быть активированы запахом и зафиксированы с помощью микроскопа. Что удивительно, мушки иначе реагируют не только на здоровые и раковые клетки, но и на различные виды раковых клеток.

"Результат этой работы действительно стал неожиданным: оказалось, что обонятельные способности крошечного насекомого настолько высоки, что по эффективности с ними не могут конкурировать никакие "электронные носы" и даже газовая хроматография", – рассказывает Джованни Галиция.

Усики насекомых покрыты рецепторами, которые позволяют им определять запахи. Когда молекула соответствующего аромата попадает на рецептор, он передаёт информацию через нейрон, вместе с ним активируется определённая зона мозга мушки, которая, благодаря генетическим модификациям, излучает флуоресцентный свет.

В ходе эксперимента были проанализированы пять различных типов клеток рака молочной железы, а также здоровые клетки. Все они вызвали значительно отличающиеся друг от друга реакции.

"С помощью антенн дрозофилы можно не просто отличить раковые клетки и здоровые, – рассказывает Алья Людке (Alja Lüdke), член исследовательской группы. – Среди раковых клеток также есть свои подгруппы, и мушки способны почувствовать эту разницу".

По мнению исследователей, этот необычный эксперимент может стать фундаментом для новой методики диагностики рака. "Высокая чувствительность естественных обонятельных рецепторов в сочетании с быстротой получения результатов может привести к развитию дешёвой, оперативной и высокоэффективной предварительной проверки, – уверен Джованни Галиция. – Она позволит обнаружить раковые клетки прежде, чем это сделают существующие диагностические методы визуализации".

(фото Universitat Konstanz).

К слову, учёные из шведского Каролинского института (Karolinska Institutet) пришли к выводу, что даже люди способны почувствовать запах болезни или, по крайней мере, обнаружить специфический аромат в поте людей с высокой активностью иммунной системы. Конечно, диагностировать онкологические заболевания таким образом сложно, но, как оказалось, у многих недугов есть свой характерный запах.

В ходе исследования здоровым людям вводили либо липополисахарид − бактериальный токсин, способный вызвать сильный иммунный ответ, либо солёную воду (которая не провоцирует никакой реакции). Через четыре часа исследователи собирали футболки участников, вырезали ткань, соприкасавшуюся с подмышечными впадинами, и помещали образцы в специальные бутыли.

Затем 40 студентам пришлось понюхать эти образцы и оценить интенсивность, приятность и "здоровость" аромата. Испытуемые назвали образцы, полученные от подвергшихся воздействию токсина людей, как более неприятно и интенсивно пахнущие. Учёные также обнаружили, что чем сильнее был иммунный ответ участника на токсины, тем более неприятным оказался его запах.

Хотя уже давно известно, что определённые заболевания вызывают странные запахи (например, больные жёлтой лихорадкой пахнут "мясным магазином"), результаты нового исследования показали, что люди способны по запаху различать больных и здоровых людей.

Пока же учёные советуют прислушиваться к собственным обонятельным ощущениям при общении с другими людьми. Возможно, однажды это поможет избежать заражения.