Медики проследили за превращением хорошего холестерина в плохой

Считается, что основная причина появления холестериновых бляшек ≈ это неправильное питание и обилие в рационе жирной пищи

(фото Wikimedia Commons).

(фото Wikimedia Commons).

При атеросклерозе APOA1 окисляется, на стенках сосудов образуются бляшки
Исследователи и Кливлендской клиники идентифицировали химический процесс, в ходе которого липопротеины высокой плотности становятся дисфункциональными и теряют способность защищать сердечно-сосудистую систему. Так, утверждают учёные, образуется "плохой" холестерин.

Команда медиков из Кливлендской клиники идентифицировала особый химический процесс, в ходе которого образуется вредоносный холестерин — органическое соединение, формирующее бляшки на стенках сосудов и вызывающее различного рода воспаления и атеросклероз.

В своей статье, опубликованной в журнале Nature Medicine, учёные описывают предшествующие тому процессы: липопротеины высокой плотности (ЛВП), иногда называемые "хорошим" холестерином, постепенно становятся дисфункциональными и теряют способность защищать сердечно-сосудистую систему.

За исследование этого процесса учёные взялись после изучения трудов своих коллег. Благотворные кардиозащитные свойства ЛВП были хорошо изучены и ранее, однако все попытки создать лекарства, повышающие уровень этих соединений в организме, оборачивались неудачей. Доказать, что такие препараты действительно улучшают функциональность сердечно-сосудистой системы, не удалось.

Эти результаты, а также данные, показывающее химическое сходство между ЛВП и холестериновыми бляшками на стенках сосудов больных атеросклерозом, легли в основу нового исследования. Лабораторные эксперименты проводил доктор Стэнли Хэйзен (Stanley Hazen), глава отделения профилактической кардиологии и реабилитации в Кливлендской клинике.

Хэйзен и его коллеги обнаружили, что основной белок, составляющий структуру ЛВП, − аполипопротеин А1 (APOA1). Он отвечает за транспорт холестерина из стенки артерии к печени, откуда он благополучно выводится из организма естественным путём. Однако при атеросклерозе большая часть APOA1 окисляется, из-за чего теряет свои положительные свойства, и способствует развитию ишемической болезни сердца.

За прошедшие пять лет медики разработали метод выявления неблагополучных APOA1 в структуре ЛВП, которые окисляются и оседают на стенках артерий. Затем они проверили кровь 627 пациентов отделения кардиологии на наличие этих соединений и обнаружили взаимосвязь: чем больше было нефункциональных APOA1 в крови, тем выше оказывался риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.

При атеросклерозе APOA1 окисляется, на стенках сосудов образуются бляшки

"Определение структуры нефункциональных APOA1 и идентификация процесса конвертации благотворных соединений в болезнетворные является первым шагом в создании новых тестов и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, — утверждает Хэйзен. — Теперь, когда мы знаем, как выглядят нефункциональные белки, мы разрабатываем клинические испытания, которые помогут измерить его уровень в крови. Такой тест станет незаменимым инструментом в диагностике и профилактике".

Исследователи также отмечают в пресс-релизе, что в будущем нужно будет создать фармацевтические препараты, которые смогут предотвратить образование дисфункциональных ЛВП, виновных в развитии атеросклероза.