Человеческий нос может определить жирность пищи

(фото stu_spivack/Flickr).

Исследователи считают, что обоняние каждого человека располагает настоящим детектором жира. С его помощью люди могут определить жирность практически любого продукта. Выходит, научившись правильно пользоваться собственными чувствами, можно забыть о подсчёте калорий?

Люди старательно подсчитывают калории и углеводы, чтобы выбрать самую лучшую и полезную для их физической формы пищу. Однако американские учёные обнаружили, что лучшим помощником сидящего на диетах может стать его собственный нос.

Исследователи из центра Монелла (Monell Centre) исходили из того факта, что запах продукта почти всегда обнаруживается человеком прежде вкуса. Одним из первых составляющих этого запаха является получаемая нами информация о том, содержит ли пища жир.

"Человеческое обоняние позволяет гораздо лучше ориентироваться в нашей повседневной жизни, чем мы привыкли считать, – утверждает ведущий автор исследования когнитивный нейробиолог доктор Йохан Лундстрём (Johan Lundström). – На самом деле у нас есть способность обнаруживать и различать мельчайшую разницу в содержании жира в нашей пище, и эта особенность крайне важна с точки зрения эволюции, ведь испокон веков жир был источником энергии для человеческого организма".

Эксперты считают, что способность к обнаружению жирной пищи всегда была важным качеством, развившимся у человека в ходе эволюционной адаптации. Без хорошего источника энергии мы не можем долго существовать и совершать какие-либо действия. Подобным образом по сладковатому привкусу люди узнают о высоком содержании углеводов в употребляемом продукте (они дают много энергии, поэтому многие люди являются сладкоежками).

Отметим, что учёные и ранее знали, что люди используют сенсорные сигналы для обнаружения жира. Однако не было известно, какие именно чувства способствуют этой особенности. Предполагалось, что "запах" жира помогал людям выявить источники пищи на расстоянии. Предыдущее исследование помогло установить, что люди могут использовать запахи для обнаружения высокого содержания чистого жира в виде жирных кислот, однако до сих пор не было доказано, что человек может обнаружить содержание жира в пище.

В новом эксперименте исследователи задались целью выяснить, могут ли люди дифференцировать молоко по жирности, основываясь на своих обонятельных ощущениях. Они попросили здоровых добровольцев понюхать молоко, содержащее типичное количество жира: 0,125% (обезжиренное), 1,4 (с пониженным содержанием жира) или 2,7% (нормальное молоко). Каждому участнику была предоставлена возможность с завязанными глазами понюхать три ёмкости: две содержали молоко с одинаковым содержанием жира, а третья – с отличным от предыдущих.

От испытуемых требовалось понюхать все три ёмкости и определить, какой из образцов "лишний". Эксперимент был проведён трижды в различных условиях. В первом случае участие принимали жители Филадельфии со среднестатистической массой тела, во втором − жители "иной культурной среды" из Нидерландов, в третьем же снова участвовали филадельфийцы, однако как с нормальным, так и с избыточным весом. Во всех трёх экспериментах участникам удавалось использовать своё обоняние для определения ёмкости с отличной от остальных жирностью молока. Эта способность не зависела ни от страны (даже несмотря на то, что жители Нидерландов потребляют в среднем гораздо больше молока, нежели американцы), ни от веса испытуемого.

"Следующая наша задача – определить молекулы запаха, которые позволяют людям обнаружить и дифференцировать уровни жирности, – говорит доктор Санне Босвельдт (Sanne Boesveldt), сенсорный невролог. – Для этого нам придётся провести достаточно сложный химический анализ".

Научная статья Санне и его коллег была опубликована в издании PLOS ONE. Возможно, в будущем, благодаря новой информации, учёные разработают такие усилители ароматов, которые сделают запах нежирных продуктов более приемлемым. Это в свою очередь пойдёт на пользу усилиям общественного здравоохранения, направленным на сокращения потребления излишне жирных продуктов.