Астрофизики впервые сфотографировали коричневого карлика у солнцеобразной звезды

Снимок солнцеобразной звезды и обращающегося вокруг неё коричневого карлика HD 19467 B

(фото Crepp et al. 2014, APJ).

Ведущий автор исследования Джастин Крепп

(фото University of Notre Dame).

Ведущий автор исследования Джастин Крепп
Сотрудники Обсерватории Кека сделали первые снимки уникального небесного тела — коричневого карлика, обращающегося, словно планета, вокруг звезды покрупнее. Этот объект поможет учёным научиться анализировать спектры скалистых экзопланет, необходимые для получения данных о них.

Команда исследователей во главе с Джастином Креппом (Justin Crepp) из университета Нотр-Дам напрямую понаблюдала за коричневым карликом и получила редчайшие снимки этого космического объекта. Звезда, масса которой немногим больше массы крупной планеты, не только сама по себе представляет собой довольно редкое явление, но ещё и относится к мало распространённому классу.

Первичные данные об объекте были предоставлены сотрудниками проекта TRENDS, в рамках которого используется адаптивная оптика для получения высококонтрастных снимков далёких и тусклых звёзд и планет. Затем повторить наблюдения с большей точностью решили при помощи телескопов Обсерватории Кека, расположенной на вершине вулкана Мауна-Кеа на Гавайях.

Коричневые карлики испускают очень мало света, поскольку они не сжигают водород и довольно быстро остывают. Фактически, они являются неудавшимися звёздами, и их прочную взаимосвязь с планетами и светилами ещё предстоит установить.

(фото Crepp et al. 2014, APJ).

Звезда HD 19467 B (дополнительную букву карлик получил за непосредственную близость к другой солнцеподобной звезде) относится к классу Т-карликов. Она в 100 тысяч раз тусклее, чем светило, вокруг которого обращается. Прямые наблюдения позволят определить не только светимость карлика, но и его массу, химический состав, параметры орбиты и приблизительный возраст.

Пока что астрономы сообщают о том, что масса объекта в 56-67 раз превышает массу Юпитера, а возраст его может варьироваться от 4,3 до 9 миллиардов лет. При этом погрешность, определяемая расстоянием, довольно небольшая — система удалена от Земли всего на 97 световых лет, что совсем немного в космических масштабах.

Добавим, что наблюдения проводятся с 1996 года, и коричневого карлика удалось заметить по небольшому гравитационному сдвигу его родительской звезды, вызванному прохождением массивного, но тусклого объекта. Непосредственные снимки были сделаны в 2012 году при помощи инструмента NIRC2, вмонтированного в один из телескопов Обсерватории Кека. Над анализом уникальных данных трудились специалисты NASA, Калтеха (Caltech) и Калифорнийского университета.

Ведущий автор исследования Джастин Крепп
(фото University of Notre Dame).

Изучение этого объекта приведёт к наилучшему пониманию спектра экзопланет, который до сих пор астрофизики признают сложноватым для анализа современными приборами. А поскольку коричневые карлики являются промежуточным звеном между планетами и звёздами, их можно использовать в качестве естественной экспериментальной лаборатории.

"Этот старый холодный карлик будет постепенно приковывать к себе внимание учёных со всего мира. Мы можем использовать его в качестве лаборатории для проверки теоретических атмосферных моделей, а также для тренировки при анализе спектра планет земного типа. По спектру необходимо будет определять массу, химический состав, возраст, радиус и другие физические характеристики планеты", — пишет Крепп в пресс-релизе Обсерватории Кека.

О результатах своих многолетних наблюдения Крепп и его коллеги написали статью, которая была опубликована в издании Astrophysical Journal.