Белые акулы признаны долгожителями

Белая акула √ вид-долгожитель. На вставке изображён позвонок животного, слои ткани в котором хранят информацию о жизни индивида

(фото Greg Skomal/MA Marine Fisheries; вставка Tom Kleindinst/WHOI).

Учёные выяснили, что белые акулы живут гораздо дольше, чем считалось ранее. Мужские особи могут прожить более 70 лет. Новое исследование позволяет считать этот вид долгожителем среди акул.

Учёные пришли к выводу, что белые акулы (Carcharodon carcharias) живут гораздо дольше, чем считалось ранее. Используя новую технологию, способную определить возраст тканей этих гигантских хищников, учёные смогли идентифицировать самца белой акулы, дожившего до 70 лет.

По мнению исследователей, это открытие имеет важное значение для защиты животных, так как информация о продолжительности жизни вида, о темпах его развития и сроках достижения половой зрелости поможет разработать программы для его сохранения.

"Это удивительные существа, которых крайне интересно изучать, – рассказывает Ли Лин Хэмэди (Li Ling Hamady), участник совместной программы Массачусетского технологического института (MIT) и Вудс-Холского океанографического института США (WHOI). – Многие считают, что эти животные уже достаточно хорошо изучены. Но на самом деле, с точки зрения науки мы лишь сейчас начинаем понимать, что они едят, где обитают и как долго живут".

Раньше учёные пытались вычислить возраст хищника путём подсчёта годовых колец роста в тканях (например, в позвонках). Но скелет акулы состоит из хрящей, и разделение между этими кольцами трудноразличимо даже под микроскопом.

"Я всегда считала, что позвонки удивительно малы для такого большого животного, – говорит Хэмэди. – Кроме того, когда акулы становятся старше и крупнее, слои становятся невероятно тонкими и их уже сложно различить. Для этого нужна очень кропотливая работа, и даже с помощью микроскопа сложно получить точнейшую информацию".

Теперь же учёным удалось обнаружить в своеобразных кольцах радиоактивный маркер. Этот маркер – изотоп, попавший в океан вместе с осадками после атмосферных испытаний атомной бомбы в 1950-1960-х годах. Изотоп осел в тканях морских животных, живших в этот период. Учёные использовали следы радиоактивного углерода в качестве своего рода штампа, с помощью которого можно рассчитать и калибровать слои тканей, и, как следствие, более точно определить возраст собранных образцов.

Предыдущие исследования животных из Индийского и Тихого океанов натолкнули учёных на мысль, что белые акулы живут около 20 лет. Однако радиоактивный маркер, если можно так сказать, значительно увеличил возраст животных: крупнейший самец, как оказалось, прожил 73 года, а крупнейшая самка − 40. Все эти животные обитали в Атлантическом океане, но исследователи не думают, что существует какая-то существенная разница в продолжительности жизни акул из других океанических бассейнов.

Если предположение о том, что нормальная продолжительность жизни белой акулы составляет 70 лет, подтвердится, можно будет считать её одной из самых долгоживущих хрящевых рыб. Но одновременно с этим белая акула − один из наиболее уязвимых видов, так как является одним из основных объектов охоты. А если половое созревание у этих акул происходит медленно, то им достаточно сложно будет восстановить свою численность после какого-то серьёзного урона.

К тому же, как известно, белые акулы не самые плодовитые из хрящевых рыб − самка приносит в помёте лишь несколько детёнышей (и учёным до сих пор не ясно, сколько раз на протяжении жизни самка может родить).

Научная статья Хэмэди и её коллег была опубликована в журнале PLoS ONE.