Триллион рублей потратит Россия на науку в ближайшие годы


Фото: ТАСС


Фото: ТАСС


Фото: ТАСС


Фото: ТАСС

В ближайшие годы на фундаментальные исследования страна потратит почти триллион рублей. Сегодня на заседании совета по науке и образованию об этом рассказал Владимир Путин. Он поставил перед учёными задачу — запустить долгосрочные проекты, плодами которых можно будет пользоваться поколениями.

Россия возвращается в большую науку. В ближайшие годы на фундаментальные исследования страна потратит почти триллион рублей. Сегодня на заседании совета по науке и образованию об этом рассказал Владимир Путин. Он поставил перед учёными задачу — запустить долгосрочные проекты, плодами которых можно будет пользоваться поколениями. В период СССР такими проектами стали атомный и космический. И вот сейчас пришло время для новых открытий.

Ведущие российские ученые, директора и ректоры главных ВУЗов страны сегодня в Кремле у президента. Здесь, накануне Нового года, решают — как дальше финансировать науку. Чтобы получить ощутимый результат.

Пока мы еще эксплуатируем тот научный задел, что был создан в советское время. С этого начал Путин. И средства, даже большие — до 20-го года 834 миллиарда рублей — просто так не спасут. Нужны прорывные проекты. Как в свое время атомный или космический. Предстоит выбрать несколько направлений фундаментальных исследований. И все силы направить туда.

Здесь нужна своя небюджетная логика, переход от сметы к формированию стратегических программ развития и грантовому выделению средств, считает президент. "Необходимо активнее внедрять грантовый механизм при финансировании поисковых исследований, когда ученые в ходе работы над выбором темы, сами определяют перспективные направления дальнейших изысканий, — говорит он. — Хочу сразу подчеркнуть, что никакого командования в ходе известных преобразований в Академии Наук, никакого командования научными исследованиями, быть не может, не должно и не будет".

Одним их таких направлений, наверняка, станет биомедицина. В США и Европе над этим работают уже половина лаботаторий. В России, по-серьезному, только Курчатовский институт. Тут есть своя белковая фабрика, где выводят формулы новых лекарств. Под такие проекты, заверил министр Ливанов, гранты будут. Но в Академии наук переживают все равно.

"Я хочу сказать немножко о деньгах. Это не очень модная тема, тем не менее, ее обойти трудно", — говорит президент РАН Владимир Фортов.
"Это, как раз, по-моему, самая модная тема", — сразу откликается Путин. "Значит, мы эту проблему, я чувствую, решим, судя по вашему настрою", — добавляет Фортов.

Выяснилось, что проблема даже не в недостатке средств. А в распределении их между институтами РАН. После ее реформирования, этим ведает специальное Агентство. Ученые опасаются, что институты будут объединять или закрывать. Несмотря на введенный трехлетний мараторий, предложенный президентом.

"Владимир Владимирович, это не формальная благодарность, а благодарность вам за то, что вы сохранили Академию. – говорит академик РАН Евгений Примаков. — Что вы не дали ее ликвидировать, как было в первом проекте закона. Вы говорили и, хотелось бы, чтобы вы авторитетно это повторили, что, в общем-то, передача этих институтов и организаций не должна приводить к тому, что агентство руководит их научной деятельностью".

Глава государства сначала дал высказаться молодому руководителю Агентства Научных организаций. А потом предупредил — к имуществу РАН отнестись аккуратно. "Раздать, распихать по нуждающимся, это самое простое дело, — отметил Путин. — Вы знаете, я уже говорил, хочу еще раз повторить, даже если что-то сегодня не нужно вот так оперативно для науки, все равно не стоит спешить с этим расставаться. Я имею в виду землю, недвижимость, очень легко ее куда-то передать. Потом будет почти невозможно получить. Поэтому я вас призываю быть в высшей степени аккуратными с коллегами из академии, с президиумом академии, самым внимательным образом к этому отнестись".

После этого смогли вернуться к главной теме. И решили — выбирать прорывные проекты и распределять президентские гранты должны не чиновники. Иначе все завязнет в бюрократии. Этим должны заняться сами ученые. С привлечением министров и бизнесменов. Что это будет за орган — еще предстоит решить.