Выветривание каменных пород некогда привело к обледенению всей Земли

Невыветренные породы (слева) и образец выветривания ордовикского известняка (справа)

(фото Wikimedia Commons).

Канадские учёные описали возможную причину древнейшего стёртианского оледенения нашей планеты, когда лёд сковал даже экваториальные широты на долгие миллионы лет.

Команда учёных, исследующих горы Маккензи на северо-западе Канады, предположила, что выветривание горных пород почти миллиард лет назад, возможно, привело к тому, что планету сковало льдами на 55 миллионов лет.

В своей работе, опубликованной в издании Proceedings of the National Academy of Sciences, международная команда делится результатами своего полевого исследования и последующего анализа образцов горных пород. По их мнению, эти результаты позволяют разгадать загадку одного из самых драматических случаев изменения климата в истории.

Учёные считают, что Земля пережила несколько периодов глобального оледенения. То есть некогда вся планета была покрыта льдом (такие моменты истории принято называть Земля-снежок). Чтобы лучше понять, что привело к изменению климата, которое вполне может произойти и в будущем, учёные смотрят в прошлое.

На сей раз исследовательская группа постаралась рассмотреть событие, известное как стёртианское оледенение (sturtian glaciation), внезапно сковавшее планету на 55 миллионов лет после почти миллиарда лет безо льда.
За подсказками учёные направились в горы Маккензи − именно эта часть планеты может быть полезна для моделирования событий прошлого из-за сохранившихся следов её ледяной истории. Исследователи собирали осадочные породы, сохранившие следы движения древнего ледника, а также образцы пород выше и ниже них.

Все образцы были исследованы в лаборатории, где геологи проверили содержание в них осмия и рения. Эта информация даёт возможность определить возраст пород. Исследователи в результате пришли к выводу, что стёртианское оледенение длилось целых 55 миллионов лет.

Команда также проверила образцы горных пород на наличие изотопов тех же двух элементов: оказалось, что камни поглощали углекислый газ. Это открытие стало основой для любопытной теории. Учёные предполагают, что вулканическая активность, имевшая место до стёртианского периода, привела к поглощению из атмосферы большого количества CO2 (из-за выветривания породы лучше впитывают газ), что повлекло за собой охлаждение планеты, а затем и превращение Земли в гигантский снежок.

В ближайшее время учёные попытаются выяснить, действительно ли стёртианское оледенение было одним долгосрочным событием или же это был длительный период, когда происходило увеличение и отступление ледяного покрова.