Американцы тестируют новый лёгкий скафандр для полёта на астероид

Новый скафандр заменит существующие жесткие и полужёсткие аналоги

(фото NASA).

В основе нового скафандра лежит костюм ACES, который с 1994 носили экипажи шаттлов

Новый скафандр заменит существующие жесткие и полужёсткие аналоги
Скафандр проходит тестирование на нейтральную плавучесть
Специалисты NASA разрабатывают новый лёгкий скафандр для будущей экспедиции по изучению астероидов. Универсальный костюм можно будет носить как внутри корабля, так и при выходе в открытый космос.

В американском Космическом центре имени Линдона Джонсона (Johnson Space Center) начались испытания прототипа лёгкого скафандра, для будущих исследовательских миссий.

Мы уже неоднократно сообщали о том, что специалисты NASA собираются воплотить в жизнь сюжет фантастического фильма "Армагеддон", отправив экспедицию к астероиду. По плану беспилотный зонд захватит космическое тело и отбуксирует его на орбиту Луны, после чего туда прибудут астронавты. Они проведут необходимые исследования и возьмут пробы.

(фото NASA).

Для полёта будет задействован новый пилотируемый космический корабль "Орион", первые испытательные полёты которого начнутся в 2014 году.

В процессе подготовки оказалось, что современные скафандры EMU, которые астронавты используют для выхода в открытый космос слишком громоздкие, чтобы хранить и использовать их внутри небольшого жилого отсека. Поэтому в NASA решили разработать облегчённый универсальный костюм, который можно носить как внутри капсулы, так и за её пределами.

(фото NASA).

В данном случае уместно вспомнить поговорку: "Все новое – это хорошо забытое старое". Похожая концепция была использована во время исторической миссии "Союз-Аполлон". В основу новой модели лёг известный ярко-оранжевый скафандр ACES, который с 1994 года носили экипажи американских шаттлов. Он в свою очередь был построен на базе самого первого американского скафандра для работы в открытом космосе, впервые использованном Эдвардом Уайтом в 1965 году.

Но, если ACES был спроектирован для кратковременной защиты астронавтов в случае разгерметизации корабля или другой нештатной ситуации, перед новым скафандром стоят более сложные задачи. Он должен быть достаточно удобным для длительной работы на протяжении всей экспедиции, не затруднять движения рук и ног, а также обеспечивать автономную работу в течение нескольких часов. При этом в нём не должно быть большого количества твёрдых элементов, которые могут травмировать работающего в космосе человека и затруднят его эвакуацию.

(фото NASA).

Тестирования первого прототипа уже проходят в гидролаборатории. Испытатели выполняют различные задания в бассейне с установленной моделью "Ориона". Они отрабатывают выход из корабля, перемещение к астероиду и сбор необходимых проб. Такие тесты показывают инженерам, какие функции необходимо добавить для обеспечения комфортной работы экипажа с момента старта до посадки. Так была выявлена необходимость увеличить перчатки и сделать более подвижными локтевые суставы нового костюма.

"Внешне новый костюм выглядит как старые модели, и обычный наблюдатель может не заметить разницу. Но мы сделали много внутренних изменений, чтобы приспособить его для работы на "Орионе", — говорит менеджер по системам жизнеобеспечения Дастин Гомерт (Dustin Gohmert) в пресс-релизе американского космического агентства).