Психологи объяснили, когда следует сообщать плохие новости прежде хороших

Если хороших новостей нет вообще, стоит сказать человеку правду и подождать, пока он её примет

(фото Wikimedia Commons).

Если вы хотите побудить собеседника что-то сделать, то плохую новость следует сообщать в последнюю очередь

(фото Search Engine People Blog/Flickr).

Каждый сталкивался с ситуацией, когда собеседник предлагает выбор: "У меня есть две новости — одна хорошая, а другая плохая. С какой начать?". Каждый также хоть раз бывал в роли такого "вестника". Психологи разобрались с моделями поведения людей в такой ситуации и объяснили, как из неё выйти наилучшим образом.

Исследование проводили Анджела Легг (Angela Legg) и Кейт Суини (Kate Sweeney) из Калифорнийского университета в Риверсайде.

Их эксперимент показал, что в 75% случаев реципиенты (те, кто выслушивает новости) предпочитали сначала услышать плохую весть, чтобы скорее с этим покончить. Большинство вестников (от 65% до 70%) всё же хотели рассказать сначала хорошую весть, так как понимали, что плохая заставит их собеседника нервничать.

Но в такой ситуации ожидание дурных новостей невыносимо, и потому реципиенты, не радовались хорошим вестям, а только переживали из-за перспективы услышать плохие.

Какую новость всё-таки сообщать первой? Всё зависит от ситуации. Если известия должны побудить реципиента к каким-либо действиям, то стоит начать с хороших.

"К примеру, если вам нужно заставить собеседника сбросить лишний вес, то сообщите ему сначала хорошие новости и закончите плохими. Тогда человек предпримет меры", — советует Легг. В целом, уверены психологи, всё зависит от того, хотите ли вы порадовать собеседника или побудить его к принятию определённых мер.

Существует ещё одна форма подачи информации, которую учёные называют "сэндвичем новостей": вы сообщаете хорошую новость, затем плохую и после вновь хорошую. Таким образом плохие известия прячутся между хорошими в вашей речи.

"Вот ещё один пример. Диетолог говорит вам: уровень холестерина у вас падает, кровяное давление очень высокое, но сахар в крови довольно низкий", — поясняет Легг.

По её мнению, это один из худших способов подачи новостей. Собеседник не слышит всего, слишком быстро переключается между эмоциями и окончательно запутывается. Исследователи называют этот метод "разговорной акробатикой" и говорят, что она уместна лишь в том случае, если единственная ваша цель — это порадовать собеседника.

Докторам, сообщающим диагноз своему пациенту, Легг и её коллеги советуют сообщать сначала плохие, а затем хорошие новости. Больной должен трезво оценить ситуацию, а хорошие известия помогут ему с ней справиться и смириться с диагнозом.

Если хороших новостей нет вообще, стоит сказать человеку правду и подождать, пока он её примет (фото Wikimedia Commons).

Бывают и такие ситуации, когда хороших новостей нет вообще. С такими случаями исследовательницам помог разобраться доктор Томас Смит (Thomas Smith), директор Отделения паллиативной помощи при Институте Джонса Хопкинса в Балтиморе.

Паллиативная помощь является относительно новой областью медицинской работы, которая подразумевает открытое и честное общение со смертельно больными пациентами.

"Многие из наших врачей предпочитают не сообщать плохих новостей до тех пор, пока всё точно не будет известно. Лишь в 22% случаев доктора говорят пациенту, что он умрёт. Обычно больным сообщают, что их болезнь хоть и неизлечима, но поддаётся лечению", — рассказывает Смит.

Плохие новости такого рода сообщаются в несколько этапов. Дело в том, что после того как человек узнаёт свой диагноз, он три недели не способен воспринимать информацию. Поэтому, если докторам нужно рассказать больному что-то ещё, его приглашают на следующий приём.

Впрочем, за плохими известиями порой приходят и хорошие, и происходит это совершенно неожиданно. Смит рассказал историю одной пациентки, которой сообщили, что жить ей осталось максимум восемь месяцев. Больная подготовила свою семью к своей смерти, выбрала себе место захоронения и даже гроб и… прожила после этого ещё три года. Сегодня она чувствует себя прекрасно.

Несмотря на то, что исследование проводилось, в первую очередь чтобы помочь общению докторов с пациентами, эти психологические приёмы каждый может запомнить и применять в жизненных ситуациях. Наиболее подробный рассказ об исследовании можно прочитать в статье Легг и её коллег, опубликованной в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.

Также по теме:
Хорошие новости распространяются в соцсетях быстрее плохих
Психологи выяснили, что взгляд в глаза не помогает переубедить собеседника 
Гнев в Сети распространяется быстрее, чем другие эмоции
Искренность человека можно определить по его голосу 
Психологи подтвердили, что похожие люди уживаются редко