"Буран": полет в будущее

25 лет назад, 15 ноября 1988 года, с Байконура стартовала сверхтяжелая ракета "Энергия" с кораблем "Буран". Как оказалось, это был первый и последний старт системы "Энергия-Буран". Корабля, опередившего, по мнению специалистов, свое время.

25 лет назад, 15 ноября 1988 года, с Байконура стартовала сверхтяжелая ракета "Энергия" с кораблем "Буран". Как оказалось, это был первый и последний старт системы "Энергия-Буран". Корабля, опередившего, по мнению специалистов, свое время.

25 лет назад. 15 ноября 1988 года. Космодром Байконур. На стартовом комплексе — исполинская конструкция. Старожилы космического порта, видавшие и мощную ракету "Протон", и гигантскую лунную царь-ракету Н1, не сразу понимают, что на их глазах вершится история. Подготовка к пуску шла секретно, но в момент старта жители города ракетчиков высыпают на крыши.

"Столько труда…, — вспоминает Александр Козловцев, ведущий инженер корабля "Буран". — Работали день и ночь, круглые сутки, не жалея себя. Причем работали даже за идею, потому что было интересно. У нас никогда такого не было: "Союзы" и "Прогрессы" – это одно дело, а тут на тебе — самолет! Да еще какой!"

Сверхтяжелая ракета "Энергия". И корабль "Буран" – космический челнок. Наша космонавтика, да и вообще вся промышленность Советского Союза, до этого не знала подобных проектов.

"Принимали участие там десятки научно-исследовательских институтов и предприятий. Больше 2 миллионов человек", — говорит Леонид Каденюк, испытатель многоразовых космических систем.

"Лучшие умы страны работали в этом направлении", — добавляет Александр Козловцев.

Уже потом напечатают сборник технологий, разработанных специально для "Бурана". Улицы городов осветят желтоватые фонари, сделанные по бурановским разработкам. По технологии утепления, созданной для "Бурана", построят панельные дома. Удивительно, в них до сих пор живет полстраны, и не знает об этом.

"В процессе создания "Бурана" было придумано где-то около 300 новых технологий, которые используются сейчас, и будут дальше использоваться", — уверен Александр Козловцев.

В тот момент, казалось, никто не мог сказать, что "Буран" вернется на Землю без происшествий. Кроме тех, кто знал эту технику до винтика. Конструкторы и инженеры, они настояли, чтобы еще на Земле были отработаны все системы и просчитана каждая секунда полета "Бурана". От руководства партии и промышленности был получен полный карт- бланш.

"И это дало результаты. И мы на первый пуск шли со 100-процентной уверенностью в успешном пуске", — отмечает главный конструктор корабля "Буран" Юрий Семенов.

Испытательная база для "Энергии" и "Бурана" по тем временам была чем-то необыкновенным. Огромные монтажно-испытательные комплексы высотой в сотню метров до сих пор возвышаются над казахской степью. И аналогов им по-прежнему нет. Тогда, четверть века назад, этот циклопический механизм работал как часы. Все шло к главному дню – пуску.

15 ноября 1988 года ракета с кораблем стояла на старте. Но небо будто не хотело пускать к себе это творение человечества.

"Нам пришло перед самым пуском штормовое предупреждение со стороны Аральского моря", — вспоминает Юрий Семенов.

Пускать или не пускать? Американские шаттлы – первые космические челноки – в такое ненастье не стартуют, ограничения по погоде. Система "Энергия-Буран" принципиально другая. Если Space Shuttle (космический челнок) – это челнок с двумя ускорителями, которые после старта корабля падают в море, то "Энергия" и "Буран" – это отдельно ракета и корабль. "Энергия" сама по себе могла вывести на орбиту рекордный груз в 105 тонн, это в пять раз больше, чем поднимает самый тяжелый российский носитель "Протон".

"Мы сейчас сделали международную станцию, каждый модуль — 22 тонны. А тут на пол порядка, 105 тонн. Если бы эту станцию мы делали из модулей 100 тонн, то это бы был уже почти город, там с нашими антропологическими данными можно было бы жить просто комфортно", — уверен Олег Бакланов, министр общего машиностроения СССР (1983-1991 годы).

В то холодное ноябрьское утро было решено пускать. Двигатели ракеты выдавали рекордную тягу. Суммарная мощность "Энергии" в переводе на понятную всем меру — 170 миллионов лошадиных сил. Вспышка… и ракета с кораблем через несколько мгновений утонула в нависших свинцовых облаках.

Посадку "Бурана" ожидали через 205 минут, после двух витков вокруг Земли. Полет проходил в полностью автоматическом режиме. Этот первый корабль вообще не был оборудован для полета космонавтов.

"Первый корабль был практически пустой, — рассказывает Александр Козловцев. — Он был не предназначен для работы с экипажем, там не было даже системы жизнеобеспечения. А вот второй корабль уже полностью отличался от первого. Тем, что был начинен всеми системами жизнеобеспечения. На последнем этапе мы туда даже воду залили для космонавтов, чтобы они пили".

Второй корабль, уже для пилотируемой миссии, дожидался своего часа на космодроме. Очередной "Буран" должен был стартовать беспилотно, состыковаться с орбитальной станцией "Мир" и принять на борт двух космонавтов, которые посадили бы корабль на Землю. Но… изделие 1.02 "Буря", как именовалась эта машина в бумагах, до сих пор стоит в монтажно-испытательном комплексе на Байконуре.

Справится ли техника с посадкой самолета в беспилотном режиме? На полной автоматизации полета настояли конструкторы "Бурана". С корабля даже убрали дополнительные двигатели для посадки, создатели системы управления обещали: посадим, куда укажете. И вдруг корабль появился не с той стороны, откуда его ждали.

"Оказывается, получив данные по метеоусловиям, корабль поменял направление посадки и зашел не с западной стороны, а с восточной — против ветра. И вот поднимаю глаза, и такое ощущение, что он падает буквально на голову. Потому что он из облаков вывалился, настолько круто идя вниз, что первое впечатление было: все, сейчас разобьется. Но он — умничка, настолько красиво, идеально выровнялся, скорость погасил и плавненько коснулся полосы, пробежал и вот здесь прямо напротив командного пункта остановился", — делится воспоминаниями Сергей Сергеев, участник запуска системы "Энергия-Буран".

Штормовой ветер оказался "Бурану" нипочем. Интеллект, заложенный в машину, справился с непростой задачей.

"Отклонился от осевой линии полосы на 80 сантиметров, не более. Для такого изделия и для таких погодных условий — это колоссальная точность. Все ахнули, когда увидели это. Он отыграл порывы ветра, сбросил скорость и точно сел, как было положено", — восхищается Александр Козловцев.

"Когда осуществили запуск, радость была безмерная. Я хотел поздравить, но когда он сел, слова сказать не мог, эмоции душили. И все рядом сидели, они все рыдали, такая была эмоция и напряженность от радости, это трудно передать", — говорит Юрий Семенов, главный конструктор корабля "Буран".

На следующей день в монтажно-испытательном корпусе собрался митинг, несколько тысяч человек, участвовавших в создании и запуске "Энергии" с "Бураном". В каждой пламенной речи готовность работать день и ночь ради второго полета — уже с космонавтами.

"Корабль стоял уже на стенде огневых испытаний, ракета была готова", — говорит Юрий Семенов.

Однако судьба "Бурана" была решена еще до пуска. Грозное оружие для звездных войн создавали в противодействие американскому шаттлу. Но к моменту первого пуска советского корабля угрозы уже не было, две сверхдержавы начали разоружаться, а дни Союза были сочтены.

"Советский Союз уже рассыпаться начал. Просто всем было не до "Бурана", не до него", — вспоминает Александр Козловцев.

Сегодня, когда челноки ушли на пенсию, Соединенные Штаты, уже на частные деньги создают пилотируемый корабль "Dream Chaser". На что-то похоже, правда? Россия строит планы создания сверхтяжелой ракеты, которая возможно станет потомком той самой "Энергии".

"У нас амбициозные планы, и под эти амбициозные планы должны быть соответствующие возможности. Мощный ракета-носитель – это возможность реализовать то, чего еще нет. И я думаю, что в этом плане мы работаем и будем работать еще активнее", — уверен руководитель Федерального космического агентства Олег Остапенко.

И если однажды человеческий разум смог создать такой совершенный космический корабль, то ничто не мешает повторить это вновь. Главное – не забывать историю.