Чебаркульскому метеориту нашли "родственника"

Метеорит Челябинск
Мировые учёные обсуждают результаты ещё одного "космического" исследования. В центре внимания - Чебаркульский метеорит. Группа международных экспертов установила точную скорость и траекторию падения небесного тела. Мощность взрыва в 10 раз превышала мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Мировые учёные обсуждают результаты ещё одного "космического" исследования. В центре внимания — Чебаркульский метеорит. Группа международных экспертов установила точную скорость и траекторию падения небесного тела. В их числе – старший научный сотрудник Института динамики геосфер РАН Ольга Попова. Её коллеги в Чехии, в свою очередь, установили мощность взрыва: 500 килотонн в тротиловом эквиваленте, в 10 раз больше, чем у атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Чебаркульский метеорит по-прежнему не дает покоя ученым. Первые результаты исследований опубликованы на этой неделе в авторитетных журналах. Ольга Попова, старший научный сотрудник Института динамики геосфер РАН, стала автором статьи в Science. Публикация объединила результаты работы 59 ученых из девяти стран. По расчетам исследователей в атмосферу вошел болид массой около 11 тысяч тонн со скоростью 19 километров в секунду. После взрыва скорость обломков увеличилась в два раза. Самый крупный осколок весом 650 килограммов был поднят со дна озера Чебаркуль.

"Из сотен видеозаписей мы отобрали порядка десяти, сделали астрономическую привязку, калибровку звездного неба, что дало возможность определить траекторию, угол наклона и скорость. Скорость была равна 19 километрам в секунду, что выше, чем предыдущие оценки", — рассказывает Ольга Попова, старший научный сотрудник Института динамики геосфер РАН.

Полет обломков метеорита был заметен в радиусе семисот километров. Ученые обследовали 50 населенных пунктов в окрестностях Челябинска и опросили тысячи очевидцев. Выбитые стекла, трещины в зданиях, перебои с электричеством и сотовой связью, ожоги кожи и сетчатки глаз от яркого свечения болида, странные запахи и звуки – все сведения обобщили по горячим следам.

"Все принципиальные моменты оказались в какой-то степени понятными. Считается, что обычно до Земли долетает около 10% массы вошедшего в атмосферу тела. В нашем же случае это менее 1%. Поэтому мы до сих пор не знаем, каким разрушениям подвергаются тела при входе в атмосферу", — рассказывает Валерий Шувалов, заведующий лабораторией математического моделирования геофизических процессов Института динамики геосфер РАН.

Пока российская экспедиция работала на месте падения, ученые из Чехии внимательно изучали видеозаписи. С помощью компьютерных моделей они подтвердили расчеты российских математиков. Мощность взрыва – 500 килотонн в тротиловом эквиваленте, это в 10 раз мощнее взрыва атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Кроме того, стало известно, что на землю упала лишь часть более крупного космического тела.

"Одним из неожиданных выводов стало то, что астероид, врезавшийся в Землю, имел схожую орбиту с ранее известным околоземным астероидом, и мы уверены, что когда-то оба астероида были частью одного тела", - заметил ведущий научный сотрудник астрономического института Чешской академии наук Иржи Боровичка.

И наконец, исследование Питера Брауна из Канадского университета призывает человечество насторожиться. Ученые установили, что яркость Чебаркульского метеорита в момент полета в 30 раз превысила яркость Солнца. Это стало причиной ожогов сетчатки и временного ослепления людей. По расчетам североамериканских ученых, небесные тела весом более 10 тонн могут прилетать на Землю значительно чаще – каждые 30-40 лет, а не 150, как считалось раньше.