"Охотнику за планетами" предложили ещё один вариант новой работы

(иллюстрация NASA).

(фото NASA/Troy Cryder).

Планеты с диагональными орбитами, обнаруженные телескопом "Кеплер"

(иллюстрация NASA).

Крошечная горячая экзопланета, также найденная "Кеплером"

(иллюстрация NASA/Ames/JPL-Caltech).

Планеты с диагональными орбитами, обнаруженные телескопом "Кеплер"
Крошечная горячая экзопланета, также найденная "Кеплером"
В мае 2013 года телескоп "Кеплер" превратился в "аппарат с ограниченными возможностями", утратив из-за поломки гироскопа, способность выискивать планеты транзитным методом. Не желая расставаться с дорогостоящим агрегатом, учёные нашли новую возможность реанимации "Охотника за планетами".

В мае 2013 года телескоп "Кеплер" превратился в "аппарат с ограниченными возможностями", утратив из-за поломки гироскопа, способность выискивать планеты транзитным методом. Напомним, что до аварии аппарат, двигаясь по орбите вокруг Солнца, обнаруживал далёкие космические объекты.

Не желая расставаться с ценным для науки и дорогостоящим агрегатом (затраты на проект превышают $600 миллионов), который ещё не выработал свой ресурс, учёные искали возможность реанимации "Охотника за планетами". В начале августа 2013 года NASA обратилось к мировой научной общественности, заявив о готовности рассмотреть любые предложения, которые позволили бы эффективно использовать "Кеплер". Итогом такого поиска стала разработка новой миссии для телескопа.

Согласно проекту, который, не мудрствуя лукаво, обозвали К2 (Kepler 2), аппарат должен будет следить за космическим пространством, находясь в плоскости земной орбиты. "Кеплер" будет изучать шесть отдельных областей космоса на протяжении 40-80 суток каждую. При таком сценарии аппарат гарантированно "увидит" в каждом из шести регионов от 10 до 20 тысяч звёзд.

С апреля 2009 года телескоп "Кеплер" передал данные о более чем 3500 кандидатах в экзопланеты, из которых сегодня подтверждено 167 (иллюстрация NASA).

Ориентация на земную орбиту вернёт "Кеплеру" точность, но теперь телескоп не сможет фиксировать вспышки сверхновых. Однако, поскольку поиск обитаемых экзопланет (как называют любую планету вне Солнечной системы) — всё же главная цель "Кеплера", астрономы остановили свой выбор именно на проекте К2.

Альтернативный сценарий предусматривал отказ от транзитного метода и использование микролинзирования. Но в таком случае аппарат, скорее всего, перестал бы находить потенциально обитаемые миры. Открытые таким способом планеты слишком далеки от родных звёзд и располагаются за границей снеговой линии, а значит, потенциально не обладают жизнью на своей поверхности.

Теперь же "Кеплер" будет ориентироваться исключительно на малые звёзды. Зато он сможет обозревать область в 5-10 раз большую, чем прежде (нет худа без добра?).

Решение о новом назначении "Охотника за планетами" не окончательное. Специалисты NASA не дадут зелёный свет миссии К2 по меньшей мере до середины 2014 года, пока не будут рассмотрены все возможные проекты и будут использованы все доступные способы реанимации аппарата.

После поломки гироскопа в мае 2013 года, аппарат не может эффективно заниматься поиском новых экзопланет (фото NASA/Troy Cryder).

Добавим, что с момента запуска в 2009 году "Кеплер" обнаружил более 3500 кандидатов в экзопланеты, из которых на сегодня 167 подтверждены последующими наблюдениями. В числе последних найденных телескопом экзопланеты с диагональными орбитами, а также очень горячая экзопланета, размер которой сопоставим со спутником Земли.

Если за всё время наблюдений человечеством было открыто 1010 экзопланет, получается, что "Кеплеру" принадлежит 16% только подтверждённых объектов. Учитывая, что, по оценкам учёных, не менее 90% кандидатов в экзопланеты впоследствии окажутся истинными экзопланетами, доля телескопа в общей копилке достижений может вырасти в разы.