Ученые определили скорость и массу обломков Чебаркульского метеорита

Земную ось могло сдвинуть гигантское столкновение с метеоритом

(иллюстрация NASA, Wikimedia Commons).

Земную ось могло сдвинуть гигантское столкновение с метеоритом
Изучив обломки Чебаркульского метеорита и видеозаписи их падения на Землю, ученые установили, что объект массой около 11 тысяч тонн вошел в атмосферу нашей планеты на скорости 19 километров в секунду. Людям, которые находились на расстоянии 100 километров, обломки казались ярче Солнца.

Международная группа ученых, возглавляемая специалистом из России, впервые определила скорость, массу и яркость фрагментов метеорита, упавшего в феврале 2013 года на территорию Челябинской области.

Специалисты Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства участвовали в исследовании под руководством Ольги Поповой, старшего научного сотрудника Института динамики геосфер РАН.

Изучив обломки Чебаркульского метеорита и видеозаписи их падения на Землю, ученые установили, что объект массой около 11 тысяч тонн вошел в атмосферу нашей планеты на скорости 19 километров в секунду. Там он распался на мелкие части, средняя скорость которых у поверхности Земли возросла до 30 километров в секунду. Людям, которые находились на расстоянии 100 километров от падения обломков, они казались ярче Солнца.

На территорию Челябинской области обрушились части метеорита общей массой примерно 4 – 6 тонн. Многие фрагменты сгорели в атмосфере, не достигнув Земли. Самый крупный фрагмент весом 650 килограммов в октябре был поднят со дна озера Чебаркуль.

6 ноября в научных журналах Nature и Science другая международная группа ученых опубликовала исследование, согласно которому, столкновение небесных тел весом более 10 тысяч тонн с Землей может происходить примерно каждые 30 — 40 лет, а не 150, как предполагалось ранее. Этот вывод основан на данных о частоте сгорания метеоритов в атмосфере нашей планеты. Таким образом, специалисты под руководством канадского профессора Питера Брауна из Университета Западного Онтарио опровергли прежние экспертные оценки. А они гласили, что вероятность повторения чебаркульского инцидента в обозримом будущем мала.

Чебаркульский метеорит диаметром около 17 метров вошел в земную атмосферу 15 февраля и распался на большое количество фрагментов, основная часть которых обрушилась на территорию Челябинской области. Он стал самым крупным небесным телом, упавшим на Землю со времен Тунгусского метеорита (1908 год). Ударной волной было частично разрушено наружное остекление более чем в 4700 жилых зданиях и учреждениях. Метеоритный дождь наблюдали жители сразу пяти регионов России — Тюменской, Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Башкирии.