Для перевозки монументов Запретного города китайцы строили ледовые дороги

Открытие было сделано благодаря изучению старинных записей и инженерным расчётам

(фото kallgan/Wikimedia Commons).

Многотонные каменные глыбы для изготовления статуй везли в Запретный город издалека

(фото Allen Timothy Chang/Wikimedia Commons).

Учёные полагают, что китайцы покрывали льдом дорогу, по которой на санях тащили материал для монументов

(фото yeowatzup/Wikimedia commons).

Запретный город − самый большой дворцовый комплекс не только в Китае, но и во всём мире

(фото Pixelflake/Wikimedia Commons).

Шесть веков прошло с тех пор как по указанию императора Чжу Ди из династии Мин началось строительство Запретного города. Когда-то недоступный для посторонних, самый большой дворцовый комплекс мира сегодня одна из главных достопримечательностей Пекина. За стенами, общая протяжённость которых равняется 1712 метрам, скрываются аккуратные аллеи, площадки и дома, а также удивительные массивные статуи из камня.
 

Происхождение каменных исполинов уже давно — один из наиболее интригующих исторических вопросов. Учитывая, что Запретный город строился в самом начале XV века, а также то, что ближайший карьер, откуда могут происходить каменные монолиты, располагается в 70 километрах от Пекина, не совсем понятно, как глыбы были доставлены в те места, где они стоят сегодня.
 

Открытие было сделано благодаря изучению старинных записей и инженерным расчётам (фото kallgan/Wikimedia Commons).

До последнего времени считалось, что материал для статуй волокли, используя упругий настил и поваленные стволы деревьев. Однако недавно выяснилось, что это не так. Цзян Ли (Jiang Li) из университета наук и технологий Пекина (北京科技大学) обнаружил старинные документы, содержащие описание транспортировки, которая состоялась в 1557 году.
 

Согласно записям, камень массой 112 тонн, что соответствует весу порядка четырёх десятков легковых автомобилей, был перевезён в Пекин на "санях".
 

После обнародования записей, учёные задались вопросом: почему использовался именно такой экзотический способ волочения груза? Однако последовавшие за открытием расчёты расставили всё по своим местам.
 

Многотонные каменные глыбы для изготовления статуй везли в Запретный город издалека (фото Allen Timothy Chang/Wikimedia Commons).

Оказалось, что даже при тех передовых технологиях, которыми обладал Китай к XVI веку, колёсный транспорт не был способен выдерживать нагрузки более 86 тонн. Кроме того, если учитывать вероятную силу трения при традиционном волочении 112-тонной глыбы по земле, то потребовалось бы усилие не менее 330 человек.
 

Вместо этого, полагают учёные, умельцы Поднебесной придумали более хитрый способ: они покрывали льдом дорожку, по которой двигались сани с грузом и тем самым в разы снижали возникающее трение. В обнаруженных записях указывалось, что путь от карьера до Запретного города занял 4 недели (то есть сани двигались со скоростью 8 сантиметров в секунду), что с лихвой укладывается в рамки холодного зимнего периода северного Китая.
 

Получалось, что при таком способе перемещения достаточно было порядка 50 человек. Кроме того, поскольку дорога между Пекином и карьером пролегает по неровной, обрывистой местности, использование саней и дороги с "регулируемой" поверхностью было более безопасно.
 

С материалами исследования можно ознакомиться в публикации в журнале PNAS.
 

Также по теме:
В Китае найдены новые раскрашенные воины терракотовой армии
В Китае рядом с терракотовой армией обнаружили древний дворец
Место для строительства Стоунхенджа было выбрано не случайно
Нетронутая гробница царского лекаря обнаружена неподалёку от Каира
В руинах древнеримского поместья обнаружена табличка с проклятьями
Археологи перепутали пол останков этрусских аристократов