Для перевозки монументов Запретного города китайцы строили ледовые дороги

Открытие было сделано благодаря изучению старинных записей и инженерным расчётам

Открытие было сделано благодаря изучению старинных записей и инженерным расчётам
(фото kallgan/Wikimedia Commons).

Многотонные каменные глыбы для изготовления статуй везли в Запретный город издалека

Многотонные каменные глыбы для изготовления статуй везли в Запретный город издалека
(фото Allen Timothy Chang/Wikimedia Commons).

Учёные полагают, что китайцы покрывали льдом дорогу, по которой на санях тащили материал для монументов

Учёные полагают, что китайцы покрывали льдом дорогу, по которой на санях тащили материал для монументов
(фото yeowatzup/Wikimedia commons).

Запретный город − самый большой дворцовый комплекс не только в Китае, но и во всём мире

Запретный город − самый большой дворцовый комплекс не только в Китае, но и во всём мире
(фото Pixelflake/Wikimedia Commons).

Открытие было сделано благодаря изучению старинных записей и инженерным расчётам
Многотонные каменные глыбы для изготовления статуй везли в Запретный город издалека
Учёные полагают, что китайцы покрывали льдом дорогу, по которой на санях тащили материал для монументов
Запретный город − самый большой дворцовый комплекс не только в Китае, но и во всём мире
За стенами Запретного города скрываются аккуратные аллеи, площадки и дома, а также удивительные массивные статуи из камня. Учёные полагают, что каменные глыбы для изготовления статуй доставлялись по специальной ледовой дороге.

Шесть веков прошло с тех пор как по указанию императора Чжу Ди из династии Мин началось строительство Запретного города. Когда-то недоступный для посторонних, самый большой дворцовый комплекс мира сегодня одна из главных достопримечательностей Пекина. За стенами, общая протяжённость которых равняется 1712 метрам, скрываются аккуратные аллеи, площадки и дома, а также удивительные массивные статуи из камня.
 

Происхождение каменных исполинов уже давно — один из наиболее интригующих исторических вопросов. Учитывая, что Запретный город строился в самом начале XV века, а также то, что ближайший карьер, откуда могут происходить каменные монолиты, располагается в 70 километрах от Пекина, не совсем понятно, как глыбы были доставлены в те места, где они стоят сегодня.
 

Открытие было сделано благодаря изучению старинных записей и инженерным расчётам (фото kallgan/Wikimedia Commons).

До последнего времени считалось, что материал для статуй волокли, используя упругий настил и поваленные стволы деревьев. Однако недавно выяснилось, что это не так. Цзян Ли (Jiang Li) из университета наук и технологий Пекина (北京科技大学) обнаружил старинные документы, содержащие описание транспортировки, которая состоялась в 1557 году.
 

Согласно записям, камень массой 112 тонн, что соответствует весу порядка четырёх десятков легковых автомобилей, был перевезён в Пекин на "санях".
 

После обнародования записей, учёные задались вопросом: почему использовался именно такой экзотический способ волочения груза? Однако последовавшие за открытием расчёты расставили всё по своим местам.
 

Многотонные каменные глыбы для изготовления статуй везли в Запретный город издалека (фото Allen Timothy Chang/Wikimedia Commons).

Оказалось, что даже при тех передовых технологиях, которыми обладал Китай к XVI веку, колёсный транспорт не был способен выдерживать нагрузки более 86 тонн. Кроме того, если учитывать вероятную силу трения при традиционном волочении 112-тонной глыбы по земле, то потребовалось бы усилие не менее 330 человек.
 

Вместо этого, полагают учёные, умельцы Поднебесной придумали более хитрый способ: они покрывали льдом дорожку, по которой двигались сани с грузом и тем самым в разы снижали возникающее трение. В обнаруженных записях указывалось, что путь от карьера до Запретного города занял 4 недели (то есть сани двигались со скоростью 8 сантиметров в секунду), что с лихвой укладывается в рамки холодного зимнего периода северного Китая.
 

Получалось, что при таком способе перемещения достаточно было порядка 50 человек. Кроме того, поскольку дорога между Пекином и карьером пролегает по неровной, обрывистой местности, использование саней и дороги с "регулируемой" поверхностью было более безопасно.
 

С материалами исследования можно ознакомиться в публикации в журнале PNAS.
 

Также по теме:
В Китае найдены новые раскрашенные воины терракотовой армии
В Китае рядом с терракотовой армией обнаружили древний дворец
Место для строительства Стоунхенджа было выбрано не случайно
Нетронутая гробница царского лекаря обнаружена неподалёку от Каира
В руинах древнеримского поместья обнаружена табличка с проклятьями
Археологи перепутали пол останков этрусских аристократов