Допинг влияет на организм спортсменов даже спустя 10 лет

(фото Andrew Blight/Flickr).

Тестостерон повышает количество клеточных ядер (зелёного цвета), что помогает наращивать мышечную массу в течение долгого времени после окончания приёма стероидов

(иллюстрация Jo C. Bruusgaard).

Норвежские учёные сообщили, что даже кратковременный приём анаболических стероидов имеет длительный эффект на наращивание мышечной массы. В среднем, воздействие допинга может длиться до 10 лет.

Вполне возможно, что спортсмены, которые используют стероиды, пусть даже в течение короткого периода, будут ощущать их влияние на протяжении всей своей карьеры. Эксперименты на мышах показали, что кратковременное воздействие тестостерона позже приводит к развитию мышечной массы в течение всей их жизни.

Учёные, проводившие исследование, считают, что если такой же эффект будет выявлен в человеческом организме, дисквалификация за допинг должна стать пожизненной.
Ранее норвежские учёные опубликовали работы, доказывающие существование "мышечной памяти". По всему выходило, что, у людей, принимавших стероиды в молодости, их мышцы росли быстрее и в более позднем возрасте.

Теперь та же самая команда изучила последствия кратковременного воздействия тестостерона на организм мышей. Исследователям удалось обнаружить, что через три месяца после окончания приёма допинга мышечная масса мышей выросла на 30% после всего шести дней физических упражнений. В это же время контрольная группа мышей (не подвергавшаяся воздействию каких-либо стимуляторов) продемонстрировала за тот же период времени всего 6% прироста мышечной массы.

Профессор Кристиан Гундерсен (Kristian Gundersen) из университета Осло объяснил это тем, что допинг увеличивает количество клеточных ядер в мышечных волокнах.
Эти ядра становятся фундаментов строящейся мышечной силы, и эти дополнительные ядра, накопленные благодаря использованию тестостерона, остаются в организме надолго. По мнению профессора Гундерсена, подобные процессы характерны не только для мышиного организма, но и для человеческого.

Несмотря на бытующее убеждение, что после прекращения приёма допинга спортсмен теряет полученную пользу, исследование норвежцев показывает: даже кратковременное воздействие стероидов будет производить долгосрочный эффект.

Новые исследования доказали: даже кратковременное воздействие анаболических стероидов имеет длительный эффект на процесс наращивания мышечной массы (фото Andrew Blight/Flickr).

"На мой взгляд, это может длиться до 10 лет, хотя у нас нет данных, чтобы однозначно подтвердить это", – делится своими предположениями профессор.

Учёные считают, что их исследование ставит под сомнение нынешние планы Всемирного антидопингового агентства (WADA), предлагающие поднять срок дисквалификации за допинг до четырёх лет. "В научной среде за обман вы дисквалифицируетесь пожизненно, и моё личное мнение таково: спортсменов должны подвергнуть той же участи, – говорит Гундерсен. – Это жестокая мера, но, я думаю, вполне разумная".

Для проведения дальнейших исследований на людях команде был выделен грант WADA. В настоящий момент разрабатываются протоколы для исследований с участием студентов спортивного колледжа в Осло.

Работа опирается на исследование, проведённое в Швеции: учёные обнаружили, что пауэрлифтеры, прекратившие принимать стероиды, всё равно обладали преимуществом в течение нескольких лет после прекращения употребления допинговых средств.

Результаты исследования были опубликованы в Journal of Physiology.