Астрономы-любители обнаружили семипланетную солнечную систему

График относительных размеров планет

(иллюстрация Planet Hunting).

Схема системы с наложением орбит Земли (синий), Венеры (оранжевый) и Меркурия (красный). Пять планет находятся в пределах орбиты Земли. То есть примерно в 20 раз компактнее, чем в нашей системе

(иллюстрация Planet Hunting).

График относительных размеров планет
Астрономы обнаружили систему из семи планет. Во многом она похожа на нашу Солнечную систему, только гораздо компактнее: все планеты находятся ближе к своей звезде. Странно, но автоматические системы поначалу не смогли обнаружить её, а вот астрономам-любителям это удалось.

Открытие седьмой планеты, вращающейся вокруг карликовой звезды KIC 11442793 из созвездия Лебедя, может сделать эту планетарную систему рекордсменом по "населению" — об этом сообщили две отдельные группы исследователей.

Эта система имеет некоторые сходства с Солнечной, но есть одно более чем существенное отличие: все семь планет вращаются намного ближе к своей звезде (которая находится на расстоянии около 2500 световых лет от Земли).

Что примечательно, одна из открывших планету групп была любительской. Это пользователи сайта "Охотники за планетами" (Planet Hunters). Цель этого проекта – позволить добровольцам обрабатывать общественно доступные данные телескопа Kepler и помогать обнаружить экзопланеты, вращающиеся вокруг далёких звёзд.

Для поиска новых планет Kepler использовал транзитный метод. Учёным поступает слишком много данных, они просто физически не способны изучить каждый потенциальный случай (изучение собранной информации заняло бы годы). Для решения проблемы были разработаны специальные компьютерные программы. Там, где алгоритмы не справляются, обнаружить новые миры помогают многие астрономы-любители.

Нынешняя седьмая по счёту планета стала первой в системе звезды KIC 11442793, обнаруженной транзитным методом. Практически одновременно её заметили две команды: "охотники за планетами" во главе с Крисом Линтоттом (Chris Lintott) из Оксфордского университета (University of Oxford) и группа астрономов из нескольких европейских стран, возглавляемая испанцем Хуаном Кабрерой (Juan Cabrera).

Новая планета – пятая по удалённости от своей родительской звезды. Она полностью проходит свою орбиту всего за 125 дней. Радиус планеты в 2,8 раза больше, чем у Земли. В целом, в этой системе две похожие на Землю планеты, три "суперземли" и два ещё более крупных тела (газовых гиганта).

График относительных размеров планет (иллюстрация Planet Hunting).

"В некотором смысле эта система похожа на нашу: с маленькими планетами на внутренних и большими планетами на внешних орбитах, – говорит один из авторов открытия "охотник" Роберт Симпсон, также из Оксфордского университета. – Но все семь планет гораздо ближе к своей звезде, фактически, их можно было бы втиснуть в расстояние от Земли до Солнца, так что эту планетную систему можно назвать "перенаселённой". Это одна из причин того, что ближние планеты было гораздо проще обнаружить: чем ближе они к их солнцу, тем чаще проходят по его лику".

Все данные указывали на то, что планетная система должна быть стабильной (хотя наличие газовых гигантов теоретически должно негативно сказаться на орбитах малых планет) и в ней находится семь планет, но автоматически найти седьмую планету не удавалось.

Семипланетная система крайне сложна, так что автоматические программы, скорее всего, попросту пропустили новый мир, запутавшись в транзитах других экзопланет. В подобных случаях гораздо более эффективным становится отказ от компьютерных алгоритмов и переход к кропотливой обработке данных людьми.

Кстати, система KIC 11442793 — не рекордсмен по количеству "обитателей". У звезды HD 10180 может быть от семи до девяти планет. Далёкое солнце под названием GJ 887C также может возглавлять семью из семи планет.

Описание густонаселённой системы учёные поместили в двух статьях на сервере препринтов arXiv.org: 1 и 2.