Число открытых экзопланет превысило 1000

На сегодняшний день открыто все 12 потенциально обитаемых миров

(иллюстрация NASA).

Красными цифрами указано количество открытых планет для каждой категории

(иллюстрация PHL @ UPR Arecibo).

Распределение обнаруженных экзопланет по различным параметрам

(иллюстрация PHL @ UPR Arecibo).

На сегодняшний день открыто все 12 потенциально обитаемых миров
Красными цифрами указано количество открытых планет для каждой категории
Распределение обнаруженных экзопланет по различным параметрам
Число обнаруженных экзопланет перевалило за отметку в 1000. Учёные на сегодняшний день рассказали о 1010 чужих мирах, 12 из которых могут поддержать воду, а значит, и жизнь на своей поверхности.

Число обнаруженных экзопланет, обращающихся вокруг других солнц, перевалило за отметку в 1000. Учёные на сегодняшний день рассказали о 1010 чужих мирах. 12 из них не слишком разогреты, но и не промерзают "до костей", а значит, могут поддержать на своей поверхности воду. То есть они потенциально могут быть обитаемы или хотя бы обладать простейшими формами жизни.

Находят экзопланеты по затемнению света их звёзд (транзитный метод), по гравитационному "раскачиванию" своих солнц, либо методом гравитационного микролинзирования. Все данные о таких мирах собираются в "Энциклопедии экстрасолнечных планет" (Extrasolar Planets Encyclopaedia).

Этот европейский каталог основан астрономом Жаном Шнайдером (Jean Schneider) из Парижской обсерватории (Observatoire de Paris) 18 лет назад. На сегодняшний день в нём числится 1010 миров. Не все описания открытий были опубликованы в академических журналах, а потому американское космическое агентство NASA признало лишь 919 из них.

На сегодняшний день открыто все 12 потенциально обитаемых миров (иллюстрация NASA).

Несмотря на то, что астрономы наконец перешли долгожданную "психологическую" отметку, не все довольны нынешним положением дел. Так, профессор Абель Мендес (Abel Mendez) из Лаборатории обитаемых миров (Planetary Habitability Laboratory @ UPR Arecibo) при университете Пуэрто-Рико полагает, что открытых экзопланет могло бы быть в разы больше. Да только государства не слишком хорошо финансируют подобные работы. Как следствие, открытий не так много, как хотелось бы.

"У нас есть техники и проверенные технологии, которые помогут обнаружить множество новых экзопланет, но всё упирается в телескопы. Особенно плохо дела обстоят с орбитальными телескопами, – делится переживаниями с сайтом BBC профессор Мендес. – Если бы было больше финансирования, телескопов было бы больше, и число открытых чужих миров тоже".

Как бы то ни было, в последние годы число обнаруженных экзопланет возросло в разы. Если ещё лет 10 назад открытие других планет было редкостью, об этом писали все СМИ, то сейчас журналисты берутся писать только про особенно выдающиеся экзопланеты. Мы, к примеру, рассказывали о планете, похожей на парилку в бане, планете с, возможно, алмазным ядром и самой маленькой экзопланете, а также о планете-сироте. Любопытны и чужие планетные системы. Так, совсем недавно астрономы обнаружили первую систему экзопланет с диагональными орбитами.

Красными цифрами указано количество открытых планет для каждой категории (иллюстрация PHL @ UPR Arecibo).

Многие открытия из этого списка принадлежат телескопу "Кеплер", который не так давно закончил свою работу. Космический научный инструмент больше не функционирует, но учёные продолжают разбирать данные, которые он собрал. На сегодняшний день на руках астрономов информация о более чем 3500 кандидатах в экзопланеты. Таким образом, в ближайшие годы при активной работе учёных число известных чужих миров может увеличиться в разы.

В январе 2013 года исследователи заговорили о том, что в одном только Млечном Пути может быть порядка 17 миллиардов экзопланет размером с Землю. Примерно одна из шести звёзд может иметь такую планету на близкой к ней орбите.

Стоит отметить, что определить является ли тот или иной объект планетой не так просто, как кажется. Так как астрономы не имеют возможности наблюдать миры напрямую, их параметры (размеры, масса) определяются лишь по косвенным признакам. Но, даже если удаётся выявить максимум информации, за планеты ошибочно принимают коричневые карлики. О таких "экзопланетах" астрономы продолжают спорить до сих пор.

Добавим, что число открытых экзопланет для учёных, конечно, не самоценно. Куда важнее сведения, которые астрономы получают параллельно и которые дополняют общую картину мира. Часто существующие и даже общепринятые представления астрономов рушатся, когда вдруг обнаруживается объект, который никак не вписывается в существующие модели. Исследователям приходится пересматривать свои взгляды на то или иное явление, а вместе с ними и общее представление о строении и эволюции Галактики и даже Вселенной.

Распределение обнаруженных экзопланет по различным параметрам (иллюстрация PHL @ UPR Arecibo).

"Меня волнует не только, где расположена экзопланета. Я хочу понимать природу звёзд, так как они держат близ себя планеты. Я хочу понимать, как устроена вся Галактика, как по ней распределены солнца, ведь всё связано", — добавляет профессор Мендес.

Конечно, наиболее интересны для астрономов миры, похожие на нашу Землю, так как на них теоретически могут существовать иные или даже близкие нашей формы жизни. "Мы хотим знать, насколько уникальна наша планета. Это большой вопрос, и сейчас мы близки к его решению как никогда", — говорит Абель.