Предки человека злоупотребляли зубочистками

Размер мозга человека грузинского был вдвое меньше мозга современного человека

(фото Rama/Wikimedia Commons).

На зубах "георгийцев" были обнаружены следы использования зубочистки

(фото Georgian National Museum).

(фото Georgian National Museum).

(фото donsmaps.com).

Размер мозга человека грузинского был вдвое меньше мозга современного человека
На зубах "георгийцев" были обнаружены следы использования зубочистки
Наши предки пользовались зубочистками, чтобы извлекать застрявшие между зубами частицы пищи. Иногда чрезмерное стремление к гигиене приводило к воспалениям дёсен и выпадению зубов. К такому выводу пришла группа учёных из Европы после анализа останков "человека грузинского".

Около 1,7 миллиона лет назад предки человека разумного пользовались зубочистками, вероятно, чтобы извлекать застрявшие между зубами частицы пищи. Иногда чрезмерное стремление к гигиене приводила к воспалениям дёсен и выпадению зубов. К такому выводу пришла группа учёных из Грузии, Финляндии и Швейцарии после анализа останков так называемого "человека грузинского".

Окаменелости Homo georgicus, или "человека грузинского", были обнаружены в 1991 году на юге Грузии близ старинного города Дманиси. Основываясь на детальном анализе морфологии черепов и костей, учёные пришли к выводу, что найденные останки троих взрослых и одного подростка являются локальной разновидностью эректусов.

Размер мозга человека грузинского был вдвое меньше мозга современного человека (фото Rama/Wikimedia Commons).

H. georgicus были небольшого роста, обладали относительно длинными конечностями, а размер их мозга примерно вдвое уступал мозгу современного человека. Уникальность окаменелостей из Грузии заключается в том, что они являются самыми старыми среди обнаруженных вне африканского континента и проливают свет на миграцию отдельных групп примитивных людей.

Ещё одной примечательной особенностью "георгийцев" являются их нижние челюсти. Первичное сравнение челюстей разных представителей вида H. georgicus между собой вызвало сомнения у исследователей в принадлежности их к одному виду — так сильно они разнились.

У одной из особей зубы выпали ещё при жизни, "георгиец" явно не мог поедать твёрдую пищу (фото Georgian National Museum).

Чтобы развеять сомнения, учёные провели дополнительные исследования возможных вариаций челюстной морфологии среди коренного населения охотников-собирателей Австралии и Гренландии. Выводы оказались однозначны: вариация находится в пределах нормы, а останки, обнаруженные неподалёку от Дманиси, принадлежат одному виду.

Работая с окаменелостями, учёные просветили их рентгеновскими лучами, исследовали образцы под микроскопом, фиксируя износ и связанные с ним изменения.

Примечательно, что на некоторых зубах были найдены характерные следы, оставляемые деревянными прутиками — примитивными зубочистками. Более того, челюсти одной особи были и вовсе без зубов, за исключением одного клыка. Поскольку зубные лунки оказались заросшими костным веществом, специалисты пришли к выводу, что эта особь потеряла зубы ещё при жизни и была вынуждена приспособиться исключительно к мягкой пище.

Окаменелости "человека грузинского" были обнаружены в 1991 году на юге Грузии, неподалёку от старинного города Дманиси (фото donsmaps.com).

"Человеческие останки довольно часто представлены нижней челюстью, поскольку она лучше сохраняется в процессе фоссилизации, — рассказывает палеонтолог Анна Маргвелашвили из антропологического института и музея университета Цюриха (University of Zurich Anthropological Institute and Museum). — Останки Дманисских гоминидов – это первое свидетельство активного применения и даже злоупотребления зубочистками".

Подробнее с исследованием можно ознакомиться, прочитав статью в журнале PNAS.