Медики нашли способ перезагрузки биологических часов человеческого организма

Несоответствие биоритмов естественным условиям ≈ один из серьёзнейших вызовов здоровью современного человека

(фото Matt Daniels/Flickr).

Справиться с осложнениями, которые неизбежно возникают при акклиматизации и смене часовых поясов, поможет открытие японских медиков. Учёные из Страны восходящего солнца обнаружили участок мозга, воздействуя на который можно "перезагрузить" наши биологические часы.

Справиться с осложнениями, которые неизбежно возникают при акклиматизации и смене часовых поясов, поможет открытие медиков из университета Киото (Kyoto University). Учёные из Страны восходящего солнца обнаружили участок мозга, воздействуя на который можно "перезагрузить" наши биологические часы.

Как пишут исследователи в статье в журнале Science, секрет заключается в антидиуретическом гормоне или вазопрессине, который вырабатывается гипоталамусом и участвует в процессе образования мочи. Блокировка рецепторов, которые чувствуют вазопрессин, позволяет забыть о том, что совсем недавно человек жил в совершенно ином часовом поясе.

Комментируя работу японских коллег доктор Майкл Гастингс (Michael Hastings) из Совета медицинских исследований Великобритании пояснил, что открытие весьма актуально. Всё чаще физиологические процессы человека нарушаются под воздействием его образа жизни.

"Сегодня многие не только работают и питаются по ночам, отсыпаясь днём, но и часто путешествуют самолётом", — говорит Майкл Гастингс.

По словам учёного при смене часовых поясов человеку на каждый час такого сдвига требуются как минимум сутки для восстановления естественного биоритма. Например, при путешествии из Москвы в Париж организму понадобится 2-3 дня, чтобы приспособиться к новым условиям. Что уж говорить про перелёты до Пекина, Нью-Йорка или Сиднея!

Несоответствие биоритмов естественным условиям — один из серьёзнейших вызовов здоровью современного человека (фото Matt Daniels/Flickr).

Учёные объясняют: с точки зрения нашего тела проблема состоит в рассинхронизации между циркадным ритмом, суточными изменениями различных биологических процессов в организме человека, и внешним "солнечным" временем, на которое ориентируется наш мозг. В отделе мозга, отвечающего за биологические часы, который реагирует на окружающую среду и посылает соответствующие сигналы остальному организму, расположены десятки тысяч нейронов. При этом по размеру он сравним с рисовым зёрнышком.

Во время эксперимента с грызунами японские учёные использовали генетически модифицированную особь, которая от рождения была не способна воспринимать антидиуретический гормон. Опыты показали, что такая мышь, в отличие от обычной, всего лишь за сутки приспособилась к переходу на восемь часовых поясов назад и за два дня при переходе на восемь поясов вперёд. На адаптацию к таким изменениям у обычного грызуна ушло бы шесть и восемь и дней соответственно. Те же результаты были получены медиками, когда они использовали лекарство, воздействующее на рецепторы вазопрессина.

"Несоответствие биоритмов естественным условиям — один из серьёзнейших вызовов здоровью современного человека, —отмечает доктор Гастингс. — Если кому-то по долгу службы приходится часто менять часовые пояса — такой человек в зоне риска. В первую очередь он более склонен страдать различными видами рака, поражениями сердечно-сосудистой системы, а также нарушениями обмена веществ".

Впрочем, доктор предостерегает, что учёным ещё предстоит поработать над методами лечения пресловутого джетлага. Использование вазопрессина может быть не безопасным, так как рецепторы этого гормона вовлечены в работу почек. Необдуманное "лечение" приведёт к нарушению жизненно важных функций организма.