Одна из самых ярких звёзд неба оказалась тройной

(фото NASA, ESA, Wikimedia Сommons).

Астрономы выяснили, что Фомальгаут, одна из самых ярких звёзд неба, на самом деле является системой не из двух, как считалось ранее, а из трёх светил.

Близкая к нам система звезды Фомальгаут вызывает особый интерес у учёных, так как обладает пылевым диском и необычной планетной системой. Но недавно было обнаружено, что в её центре – не двойная звезда, как раньше предполагали астрономы, а одна из самых больших тройных звёзд. Исследования показали, что находящаяся рядом тусклая звезда оказалось одной из частей системы Фомальгаут.

"Я заметил эту третью звезду пару лет назад, когда изучал движение звёзд в окрестностях Фомальгаута для другого исследования, – рассказывает профессор физики и астрономии Эрик Мамайек (Eric Mamajek) из университета Рочестера. – Однако мне пришлось собрать больше данных и найти команду соавторов, проводивших различные наблюдения, чтобы проверить, действительно ли эта звезда – третий член системы Фомальгаут".

В Чили Мамайек случайно познакомился с директором Научно-исследовательского консорциума по ближним звёздам (RECONS) Тоддом Генри (Todd Henry) из университета Джорджии, который уже несколько лет наблюдал за этой звездой с помощью 0,9-метрового телескопа SMART обсерватории Серро-Тололо (CTIO). Генри дал Мамайеку подсказку: необходимо измерить расстояние до звезды.

Тщательно анализируя астрометрические (точных движений) и спектроскопические (температуры и цвета) измерения, исследователи смогли определить угловое расстояние до третьей звезды и её радиальную скорость. Они пришли к выводу, что звезда, до недавнего времени известная как красный карлик LP 876-10, всё-таки является частью системы. Это даёт ей право называться Фомальгаут С.

"Если посмотреть на небо с Земли, то кажется, что Фомальгаут С расположен довольно далеко от большой, яркой звезды Фомальгаут А", – добавил Мамайек.

Фотография системы Фомальгаута с протопланетным диском и планетой Fomalhaut b. Снимок сделан коронографом телескопа "Хаббл" (фото NASA, ESA, Wikimedia Сommons).

Исследователь объясняет это тем, что система Фомальгаута находится относительно близко к Земле – примерно в 25 световых годах. Если бы расстояние между нашей планетой и этими звёздами было бы больше, то казалось бы, будто они ближе друг к другу. Это и объясняет то, что астрономам ранее не удалось идентифицировать LP 876-10 как часть одной звездной системы с Фомальгаутом. По оценкам, возраст трио составляет примерно 440 миллионов лет.

В пресс-релизе университета Рочестера астрономы пишут, что Фомальгаут А – массивная звезда, превышающая по массе наше Солнце примерно вдвое. Она оказывает достаточное гравитационное воздействие на крошечную соседку (Фомальгаут С), несмотря на то, что она находятся примерно в 158 тысяч раз дальше от Фомальгаута А, чем Земля от Солнца.

Помимо этой существует ещё 11 звёздных систем, находящихся ещё ближе к Солнечной системе, которые состоят из трёх и более звёзд (в том числе ближайшая звёздная система Альфа Центавра). Но, согласно полученным астрономами данным, Фомальгаут – самая массивная и самая обширная среди этих близлежащих систем.

Фомальгаут также является восемнадцатой по яркости звездой в нашем ночном небе. Она была описана в научно-фантастических романах Айзека Азимова, Станислава Лема, Филиппа К. Дика и Фрэнка Герберта. Несмотря на то, что эта система относительно хорошо изучена, лишь недавно учёные доказали, что она представляет собой систему из двух звёзд. А ведь предположение об этом впервые было выдвинуто ещё в конце XIX века.

Статья Мамайека выйдет в журнале Astronomical Journal, пока же доступен её препринт на сайте lanl.gov и на сайте университета Рочестера (PDF-документ).