Цветковые растения появились на Земле на 100 миллионов лет раньше

(иллюстрация P. Hochuli, S. Feist-Burhardt).

Палеонтологи обнаружили окаменелую пыльцу, предположительно относящуюся к триасовому периоду. Изучив её, они пришли к выводу, что цветковые растения начали осваивать планету примерно на 100 миллионов лет раньше, чем было принято считать.

По мнению учёных из Швейцарии и Германии, цветковые растения начали осваивать планету примерно на 100 миллионов лет раньше, чем принято считать. Ранее древнейшие из известных образцов пыльцы покрытосеменных датировались началом мелового периода. Но группа учёных описала шесть типов ископаемых пыльцевых зерён, предположительно относящихся к триасовому периоду.

Цветковые растения — наиболее многочисленная и разнообразная группа семенных растений на Земле. Все семенные растения производят пыльцу, каждое зерно которой идентично мужской половой клетке, участвующей в половом размножении. "Растения придумали жёсткое и устойчивое органическое покрытие, чтобы защитить эти клетки, – объясняет профессор Питер Хочули (Peter Hochuli) в пресс-релизе университета Цюриха. – В палеонтологической летописи мы находим лишь эту защитную оболочку пыльцевых зёрен".

Появление цветковых растений относят к раннему меловому периоду (около 140 миллионов лет назад), так как в те времена значительно увеличилась численность и разнообразие цветковых растений — учёные судят по обнаруженным окаменелостям.

Изучая образцы из триаса, профессор Хочули и его команда использовали конфокальный лазерный сканирующий микроскоп. Они получили трёхмерное изображение высокого разрешения и выявили шесть различных типов ископаемой пыльцы. По мнению учёных, пыльца среднего триаса выглядела почти так же, как пыльца из раннего мелового периода, наблюдались лишь незначительные отличия.

Ископаемые оболочки пыльцевых зёрен стали для учёных свидетельством в пользу того, что цветковые растения появились во времена среднего триасового периода (иллюстрация P. Hochuli, S. Feist-Burhardt).

Сравнив данные образцы с ранее обнаруженными образцами пыльцы из осадочных пород Баренцева моря, предположительно тоже относящихся к триасовому периоду и имеющих сходные характеристики, команда учёных пришла к выводу, что цветущие растения появились на Земле около 234 миллионов лет назад, в эпоху среднего триасового периода.

"Если учитывать число видов, обнаруженных в Швейцарии и в Баренцевом море, уже можно сделать выводы о достаточно обширном разнообразии покрытосеменных, а также о том, что цветковые растения могут происходить из раннего триаса или позднего палеозоя, – уверен профессор Хочули. – Тем не менее, существует пробел примерно в 100 миллионов лет, о цветковых растениях которого нет абсолютно никаких сведений. Я считаю, что из уже известных фактов можно сделать вывод, что это скорее пробел в наших наблюдениях".

Также профессор уверен: обнаруженные образцы указывают на то, что климат во времена среднего триаса был жарким и засушливым в Центральной Европе и Швейцарии, а в районе Баренцева моря тёплым, но более влажным.

В будущем команда учёных планирует приступить к описанию этих типов пыльцы и классификации её как нового вида. Но профессор Хочули больше заинтересован в поиске доказательств из других географических точек и даже более древних ископаемых, например, из раннего триаса.

Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Plant Science.