Обнаружен вулкан, потрясший весь средневековый мир

(фото C.G. Newhall / Wikimedia Commons).

(фото Jialiang Gao / Wikimedia Commons).

Вулкан Самалас, расположенный на Западных Малых Зондских островах, стал причиной бедствий людей на всей планете. Почти 750 лет назад этот тропический исполин выбросил в атмосферу около 40 кубических километров пепла, изменив погоду во многих частях мира и уничтожив местную цивилизацию.

Вулкан Самалас, расположенный на острове Ломбок в Индонезийской провинции Западные Малые Зондские острова, стал причиной бедствий людей на всей планете. Почти 750 лет назад этот тропический исполин выбросил в атмосферу около 40 кубических километров пепла, изменив погоду во многих частях мира и уничтожив местную цивилизацию.

Чтобы доказать виновность вулкана, международной команде учёных, в составе которой были представители Великобритании, Индонезии, Франции и Швейцарии, пришлось посетить различные уголки планеты, включая Арктику и Антарктику. К слову, именно в многовековых льдах северного и южного полюсов удалось обнаружить следы серы и частицы вулканической пыли, которые навели учёных на след.

Так, анализ ледовых кернов из Гренландии выявил повышенную концентрацию тефры — вулканических отложений, а также серы, соотносимых с таковыми во льдах Антарктики. Кроме того, годичные кольца в обугленных стволах деревьев из Индонезии показали, что они не моложе второй половины XIII века.

Пирокластический поток, сошедший с вулкана Самалас, похоронил под слоем пепла столицу местной цивилизации более 750 лет назад. На снимке вулкан Майон (фото C.G. Newhall / Wikimedia Commons).

Профессор Франк Лавин (Franck Lavigne) из университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна полагает, что его работа чем-то напоминает расследование преступления.

"Мы не знали виновника, однако располагали информацией о времени и возможных местах этого события, — говорит доктор Лавин. — Широкий набор косвенных улик вроде следов вулканического пепла и серы позволил найти ответственного за древнюю катастрофу".

Учёные поочерёдно отметали "подозреваемых" из Мексики, Эквадора и Новой Зеландии, пока не остался единственно возможный кандидат, соответствующий всем параметрам. В статье в журнале PNAS учёные приводят не только доказательства виновности вулкана Самалас, но и называют точную дату извержения — 1257 год.

Сегодня от вулкана на острове Ломбок осталось лишь кратерное озеро. Однако местное население приводит древние хроники, согласно которым с гор спустилось гигантское облако, которое уничтожило тысячи людей и разрушило столицу аборигенов — город Паматан.

Извержение Самоса стало крупнейшим за последние 3700 лет и по мощности превзошло извержение вулкана Тамбора (изображение) 1815 года в два раза (фото Jialiang Gao / Wikimedia Commons).

Примечательно, что в европейских источниках также имеются многочисленные записи, свидетельствующие о том, что 1258 год, следующий за извержением, был "годом без лета". Приводятся данные о частых заморозках, дождях, наводнениях и неурожае. Кроме того, согласно летописям Арраса, города на севере Франции, зима 1258 года оказалась напротив аномально тёплой: "мороз едва ли держался более двух дней, в январе цвели фиалки, клубника и яблони".

Кроме того, недавние раскопки в Лондонских катакомбах позволили обнаружить массовое захоронение, которое может относиться ко второй половине XIII века. Учёные полагают, что изменение климата и неурожай вызвали голод и массовую гибель людей в Европе того времени.

Добавим, что по оценкам специалистов извержение вулкана Самалас стало крупнейшим за последние 3700 лет. По выбросам пепла Самалас в восемь раз превзошёл Кракатау (1883 год) и вдвое Тамбора (1815 год).