Космические телескопы впервые помогли изучить облака далёкого мира

(иллюстрация NASA/JPL-Caltech/MIT).

Астрономам впервые удалось составить карту облаков планеты, находящейся далеко за пределами Солнечной системы − примерно за тысячу световых лет от Земли.

Астрономы создали первую карту облаков планеты, находящейся за пределами Солнечной системы. Kepler-7b находится примерно за тысячу световых лет от Земли. Это газовый гигант, подобный Юпитеру. Исследователи использовали данные телескопов NASA Spitzer и Kepler, предназначенных для изучения экзопланет, которые обращаются неподалёку от своих родительских звезд.

Результаты наблюдений показали, что Kepler-7b отличается высокой облачностью на западной стороне и ясным небом на востоке.

"Наблюдая эту планету с помощью телескопов Spitzer и Kepler в течение более чем трёх лет, мы смогли составить "карту" этой газообразной планеты, — рассказывает один из авторов исследования Брайс-Оливье Демори (Brice-Olivier Demory) из Массачусетского технологического института. – Мы не ожидали увидеть океаны или континенты этого мира, зато обнаружили высокую отражающую способность атмосферы, которую приписали облакам". Ранее астрономы составляли температурные карты планет, вращающихся вокруг далёких звёзд, но карта облаков далёкого мира была составлена впервые.

Планета Kepler-7b, обращающаяся вокруг звезды в созвездии Лиры, была обнаружена в январе 2010 года. Вообще это достаточно необычный объект, в полтора раза превышающий Юпитер в радиусе, но уступающий в массе (примерно 43% от массы Юпитера) и с плотностью, близкой к полистиролу.

Всё началось с того, что в западном полушарии экзопланеты "Кеплером" было обнаружено яркое пятно. Но этих данных не было достаточно для того, чтобы понять, что стало причиной появления этого пятна: облака или же температура. Тогда учёные задействовали телескоп Spitzer для получения дополнительной информации об атмосфере планеты. Они определили, что свет от звезды планеты отражается от облаков с западной стороны Kepler-7b.

Kepler-7b (слева), в 1,5 раза превышает по радиусу Юпитер (справа). Это первая экзопланета, для которой удалось создать карту облаков (иллюстрация NASA/JPL-Caltech/MIT).

"Kepler-7b отражает больше света, чем большинство планет-гигантов, обнаруженных на настоящий момент. Мы считаем, что это происходит благодаря облакам в верхних слоях атмосферы, – отметил член команды Kepler Томас Барклай (Thomas Barclay) из Научно-исследовательского центра Эймса. – В отличие от наших, земных облаков, облачные узоры той планеты, похоже, не претерпели существенных изменений с течением времени – она обладает удивительно стабильными климатическими условиями".

Представители NASA уверены, что результаты этого исследования станет первым шагом к использованию подобных методов для изучения атмосфер экзопланет, похожих на нашу Землю по составу и размеру.

"Мы находимся в точке перехода от простого обнаружения экзопланет к пониманию их возникновения и существования", — утверждает директор подразделения астрофизики NASA Пол Гертц (Paul Hertz).

В данный момент миссия телескопа Kepler завершена из-за технических неполадок. Но астрономы до сих пор изучают данные, собранные им. Аппарату удалось обнаружить более 150 экзопланет и тысячи гипотетических новых миров.

Подробнее о нынешнем исследовании читайте в PDF-файле Массачусетского технологического университета.