Самый объёмный вулкан на Земле скрывается под поверхностью океана

Трёхмерная компьютерная модель массива Таму на тихоокеанском дне

(иллюстрация William Sager).

(фото IODP-USIO).

Трёхмерная компьютерная модель массива Таму на тихоокеанском дне
Геофизики подтвердили существование самого объёмного вулкана на нашей планете. Он превышает размерами всю территорию Великобритании и скрывается под поверхностью Тихого океана. Учёные уже высказали ряд теорий касательно происхождения этого массива.

В 2010 году стартовала двухлетняя исследовательская экспедиция, в ходе которой команда геофизиков изучала дно Тихого океана. Учёные путешествовали на корабле Marcus G. Langseth. Оборудование посылало сейсмические волны, "стреляя" из подводных пушек, а затем датчики фиксировали отражённые волны. Таким образом исследователи изучали рельеф океанского дна.

Геофизики были поражены, когда поняли, с чем имеют дело: под поверхностью океана скрывался гигантский вулкан, ширина которого составляет 650 километров, а высота — 4 километра. Для сравнения, самый большой вулкан Солнечной системы — марсианский Олимп — раскинулся вширь всего на 540 километров.

Площадь подводного гиганта превышает площадь всех островов Великобритании и, тем более, самого крупного по объёму наземного вулкана — Мауна-Лоа. Правда, последний выигрывает в вопросе высоты: девять километров против четырёх.

Огромный подводный вулкан получил название Таму (Tamu). Это акроним от Texas A&M University — места работы ведущего автора исследования Уильяма Сагера (William Sager).

В течение последних 140 миллионов лет массив Таму был спящим и не извергался. Но само его существование поможет геофизикам понять, сколько магмы может содержаться в земной коре и выходить на поверхность планеты.

Считается, что вулкан Таму является одной из трёх крупных гор возвышенности Шацкого, расположенной в полутора тысячах километров к востоку от Японии на месте стыка трёх тектонических плит.

Изучение образцов вулканических пород, собранных во время экспедиции к возвышенности Шацкого (фото IODP-USIO).

Геологи считали, что Таму образовался вследствие извержения нескольких соседствующих вулканов и последующего накопления большого количества лавы — таким же образом, как сформировались Гавайские острова и Исландия.

Однако в ходе экспедиции, когда Сагер и его команда посылали сейсмические волны к подводному вулкану, они поняли, что лава при выходе из кратера покидает центральную часть массива и растекается по склону. "С какого угла ни посмотри, лава, по всей видимости, выходит из самого центра этого вулкана", — говорит Сагер. Таким образом выходит что гигант один.

Коллеги Сагера, не принимавшие участия в исследовании, считают, что пока рано утверждать, будто весь массив образовался благодаря магме, выходящей из кратера единственного вулкана. Необходимо провести больше анализов, чтобы точно определить происхождение Таму и всей возвышенности Шацкого.

Подробное описание подводного вулкана и результатов исследования геофизиков изложены в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.