Установлено время начала правления фараонов Первой династии

Место захоронения правителей Первой династии

(фото University of Oxford).

Фрагмент сосуда с именем первого правителя Хора Аха

(фото Captmondo/Wikimedia Commons).

Место захоронения правителей Первой династии
Фрагмент сосуда с именем первого правителя Хора Аха
Могущественная древнеегипетская цивилизация сформировалась всего за несколько веков, согласно последнему исследованию археологов и математиков из Оксфордского университета. Учёным удалось установить более точные даты важнейших событий, происходивших на заре существования государства.

Цивилизация Древнего Египта всегда вызывала восхищение у историков. Пять тысяч лет назад Египет стал первым в мире государством с установленными чёткими территориальными границами, централизованной властью, организованной религией и развитой сельскохозяйственной деятельностью. И сформировалось всё это всего за несколько веков.

Процветание древнего царства длилось целое тысячелетие и до сих пор Древний Египет является своеобразной моделью для построения государства.

Считается, что до возникновения цивилизации на территории Египта существовали крестьянские общины. Согласно последнему исследованию, переход от такого формата к централизованной власти занял у египтян всего 600 лет.

Ранние этапы существования древнеегипетской цивилизации всегда были загадкой для историков и археологов, поскольку до сих пор нет приемлемого метода определения времени тех или иных периодов и событий в истории древнего государства.

Самый надёжный на сегодняшний день метод радиоуглеродного анализа даёт погрешность в 300 лет, а значит, для определения более точных дат требуются дополнительные методики.

Ведущий автор последней работы Майк Ди (Mike Dee) из Оксфордского университета предложил применить математическую модель, чтобы разобраться в том, как произошёл переход от крестьянских общин к единоличному правлению фараонов.

Место захоронения правителей Первой династии (фото University of Oxford).

Ди и его коллеги создали компьютерный алгоритм, за основу которого они взяли байесовскую модель, при помощи которой рассчитали вероятность каждого события для отдельных временных периодов. (Ранее подобный подход помог разобраться в происхождении моногамии.

Поскольку радиоуглеродный анализ применим исключительно к органике, то в качестве артефактов учёные взяли фрагменты костей, волос и растений в количестве более 200 штук. Все эти объекты исследования относились предположительно ко времени Первой династии и Додинастическому периоду.

После установления приблизительных дат с помощью радиоуглеродного метода, исследователи занесли данные в компьютер и рассчитали вероятность принадлежности того или иного артефакта к определённым датам.

Добавим, что вывоз археологических ценностей из Египта считается незаконным, поэтому анализу подвергались лишь те артефакты, которые сегодня хранятся в европейских и североамериканских музеях. Отдельную ценность представляли собой образцы, обнаруженные в древнеегипетском поселении Тель эс-Сакан (Tell es-Sakan), поскольку добыты были относительно недавно и могли содержать больше исторических данных.

Что касается периода Первой династии, то, по расчётам учёных, периоды правления фараонов совпадали со средней продолжительностью жизни древнего человека — 30-40 лет. Это означает, что власть осуществлялась единолично с самого начала возникновения Древнего Египта как государства. Некоторые исследователи полагают, что изначально правили семейные кланы, но, видимо, они неправы.

Фрагмент сосуда с именем первого правителя Хора Аха (фото Captmondo/Wikimedia Commons).

Математики подсчитали, что существует 68-процентная вероятность того, что первый правитель Древнего Египта, Хор Аха, начал царствовать в период между 3111 и 3045 годами до нашей эры и умер приблизительно в 3073-3036 годах.

Но самым интересным открытием оксфордских исследователей оказалось то, что Додинастический период длился всего 600-700 лет. Они установили, что он начался примерно в 3800-3700 годах до нашей эры и продлился до начала царствования первого единоличного правителя.

Учёным ещё предстоит разгадать загадку столь быстрого формирования целой цивилизации.

Коллеги Ди, не принимавшие участия в данной работе, говорят, что комбинация двух методик — радиоуглеродного анализа и байесовской статистики — по-прежнему не даёт точных результатов в вопросе установления дат. Однако такая смесь методов намного надёжнее всех остальных способов, если необходимо определить длительность некоего периода.

Подробнее о результатах работы оксфордских учёных можно почитать в журнале Proceedings of the Royal Society A.