Ребенок учит первые слова еще в утробе матери

Ребёнок помнит многое из того, что вы произносили во время беременности

Ребёнок помнит многое из того, что вы произносили во время беременности
(фото Veikko Somerpuro/The University of Helsinki).

Если учить ребёнка словам ещё до его рождения, то он научится говорить и читать быстрее своих сверстников

Если учить ребёнка словам ещё до его рождения, то он научится говорить и читать быстрее своих сверстников
(фото Stacy Spensley/Flickr).

Ребёнок помнит многое из того, что вы произносили во время беременности
Если учить ребёнка словам ещё до его рождения, то он научится говорить и читать быстрее своих сверстников
Согласно результатам эксперимента, проведённого финскими нейробиологами, процесс обучения новым словам происходит ещё на внутриутробной стадии развития плода. Сознание, как выяснилось, появляется несколько раньше, чем было принято считать, и это говорит о многом.

Беременные женщины часто разговаривают со своим ребёнком, когда тот ещё находится в утробе. Как оказалось, не зря. Команда финских нейробиологов во главе с Эйно Партаненом (Eino Partanen) из университета Хельсинки (Helsingin yliopisto), провела эксперимент, в ходе которого выяснилось, что способность распознавать слова, звуки и интонации появляется у детей намного раньше, чем считалось ранее.

Попытки разобраться в том, когда же появляется сознание у человека, предпринимались нейробиологами на протяжении многих лет. При этом в ход шли самые разные методики, от анализа поведения до отслеживания мозговых импульсов при помощи ЭЭГ.

Так, ещё в 1988 году в ходе исследования учёные выяснили, что новорождённые способны узнать мамину любимую музыку, которую слушали ещё до появления на свет. Более поздние работы были направлены на изучение понимания ребёнком конкретных слов и звуков.

Ребёнок помнит многое из того, что вы произносили во время беременности (фото Veikko Somerpuro/The University of Helsinki).

Несколько лет назад команда шведских и британских исследователей установила, что груднички ещё на первых неделях жизни понимают, какой язык является родным для его родителей и него самого. Реакция шведских детей на английские слова (и наоборот, британцев на шведскую речь) была неопределённой, тогда как услышав родной язык, они оживлялись и реагировали на звуки так, словно они казались им знакомыми и привычными.

Сегодня были представлены результаты последнего исследования в этой сфере: учёные заинтересовались, могут ли новорождённые дети вспомнить слова (абстрактные или конкретные), которые слышали ещё до рождения.

Вместо того, чтобы анализировать поведение и реакцию малышей бихевиористскими методами, Партанен и его коллеги решили обратиться к более надёжному способу — электроэнцефалографии (ЭЭГ).

Для участия в эксперименте они пригласили женщин на последних месяцах беременности и разделили их на две группы — основную и контрольную. Мамам раздали диски с аудиозаписями, на которых была записана приятная музыка, периодически прерываемая абстрактными словами (например, "татата"). Слова произносились с разной длительностью и разной интонацией — это нужно было для того, чтобы определить, различает ли ребёнок слово и способ его произнесения.

Если учить ребёнка словам ещё до его рождения, то он научится говорить и читать быстрее своих сверстников (фото Stacy Spensley/Flickr).

В среднем каждый малыш прослушал экспериментальную запись около 25 тысяч раз, находясь в утробе. После того, как дети родились, учёные не замедлили проверить, как отразились на их памяти прослушанные слова. Результаты ЭЭГ показали, что новорождённые из основной группы действительно по-особенному реагировали на слово "татата", по сравнению с представителями контрольной группы. Интересно, что наиболее мощные мозговые импульсы наблюдались у тех детей, чьи матери ставили запись во время беременности наиболее часто.

"Это означает, что плод способен распознавать информацию в поразительных деталях. Ранее мы и не думали, что это возможно", — говорит Партанен.

В своей статье, опубликованной в журнале PNAS, финские нейробиологи предлагают подобрать на основе этих знаний эффективное лечение дислексии и других речевых и аудиальных расстройств: внутриутробное обучение поспособствует скорейшему развитию речи у ребёнка.

Но Партанен предупреждает: то, что плод способен распознавать звуки и даже речь, не значит, что беременным женщинам нужно надевать себе на живот наушники и включать музыку будущему малышу. Биологи уверены, что постоянная стимуляция звуками может помешать правильному развитию ребёнка, нарушить его циклы сна и даже вызвать проблемы со слухом.

По мнению учёных, будущие родители должны вынести из этой информации следующее: на последних месяцах беременности необходимо очень внимательно следить за своей речью и интонацией. Причём осторожны должны быть не только матери, но и все, кто их окружает.

Также по теме:
ЭЭГ помогло разобраться в появлении сознания у грудничков
Дети начинают видеть мир в объёме на четвёртом месяце
Ранние уроки музыки стимулируют особое развитие мозга
Кофе в рационе будущей матери может навредить мозгу ребёнка
Биологи выяснили, что плод лечит сердце беременной матери