Гигантский инструмент для российских астрофизиков

В Иркутской области строят крупнейший в мире гамма-телескоп, с помощью которого ученые смогут улавливать мельчайшие космические частицы. Оптические станции располагают не только на поверхности Земли, но и под ней. Планируется, что в полную силу установка заработает через три года.

В Тункинской долине монтируют крупнейший на планете гамма-телескоп, с помощью которого ученые будут изучать процессы, происходящие во Вселенной. По словам руководителей проекта, несмотря на сугубо научное предназначение установки, открытия, сделанные с ее помощью, будут влиять на нашу жизнь в будущем.

Директор НИИ прикладной физики Иркутского госуниверситета Николай Буднев отметил: "Двести лет назад, когда было открыто электричество, никто не представлял, что оно будет играть такую колоссальную роль сейчас. Сто лет назад была открыта радиоактивность, и сначала это было чисто академическое научное исследование, но со временем превратилось в важнейшую практическую отрасль жизни человечества".

В основе телескопа — оптические станции, которые улавливают гамма-лучи в весьма широком диапазоне. Раньше такое излучение считалось невидимым, так как его скорость превышает скорость света. Младший научный сотрудник НИИ прикладной физики Иркутского госуниверситета Александр Пахоруков поясняет: "Мы будем с помощью этой установки регистрировать все космические частицы, в том числе, гамма-лучи, а потом с помощью дополнительной установки будем отделять разные события".

Определять вызванные гамма-лучами космические события помогут установки, одна из которых размешена на поверхности Земли, а другая — на глубине два метра. В центре сбора данных за процессами наблюдают ученые, которые отслеживают интенсивность и время прихода частиц. Это позволяет вычислить, где именно во Вселенной произошло событие. К настоящему времени установлены четыре оптических станции, в ближайшее время появятся еще пять.

Тункинскую долину выбрали для строительства гамма-телескопа не случайно. Здесь особый микроклимат, который способствуют наблюдению за ночным звездным небом — самое большое количество солнечных дней и безоблачных ночей. И даже если облака закрывают небо, то надолго они не задерживаются.

Воплотить в жизнь идею крупнейшего в мире гамма-телескопа удалось после того, как иркутские физики выиграли мега-грант — 90 миллионов рублей. Идея принадлежит немецким ученым, которые совместно с российскими специалистами теперь трудятся над установкой. Один из руководителей проекта, астрофизик Размик Мирзоян из Физического института Макса Планка, впервые приехал из Германии в Прибайкалье посмотреть, как идет установка оборудования. "Я не хочу участвовать в чем-нибудь локальном, где успехи будут локальные, и гордиться тем, что где-то что-то мерили. Если уж делать, то по-настоящему, на мировом уровне. С этим мега-грантом есть шанс сделать установку мирового класса, и это будет уникальный инструмент не только российского, но и мирового масштаба", — говорит он.

В 2016 году, когда гамма-телескоп начнет работать в полную силу, в Тункинской долине на территории площадью 10 квадратных километров будет установлено 100 станций. Ученые говорят, такие исследования возродили гамма-астрономию — науку, которой в России не занимались уже более двадцати лет.