Рак легких может протекать в скрытой форме 20 лет

Согласно новому исследования рак лёгких может находиться в латентном состоянии на протяжении десятков лет, прежде чем перейти в фазу бурного роста

(иллюстрация James Heilman/Wikipedia Commons).

Учёные выяснили, что рак лёгких может оставаться в организме человека в латентном состоянии на протяжении нескольких десятилетий, прежде чем новая волна мутаций не спровоцирует бурный рост опухоли. Открытие заставляет полностью пересмотреть существующие методы лечения заболевания.

Среди всех злокачественных опухолей рак лёгких удерживает лидирующие позиции по смертности. При этом заболевание остаётся наименее изученным. Основной причиной этому является тот факт, что для большинства пациентов диагноз устанавливается на той стадии, когда болезнь вошла в активную фазу и распространяется с огромной скоростью.

Ежегодно диагностируется около 40 тысяч новых случаев рака лёгких. Менее трети пациентов могут рассчитывать прожить более одного года после постановки диагноза. И всего десяти процентам удаётся достичь планки в 5 лет.

Новое исследование, проведённое специалистами Центра исследования рака Соединённого Королевства (Cancer Research UK), было сосредоточено на развитии опасного заболевания. Учёные попытались определить, как они могут внести существенный вклад в исправление печального положения.

Профессор Чарльз Свонтон (Charles Swanton) и его команда наблюдали за развитием немелкоклеточного рака лёгких у семи пациентов, среди которых были курильщики, бывшие курильщики и люди никогда не державшие в руках сигарету. Этот тип опухоли является наиболее распространённым и объединяет в себя сразу три разновидности заболевания – аденокарциному (железистый рак), плоскоклеточный и недифференцированный рак.

Команда специалистов получила полные последовательности ДНК для разных частей каждой опухоли и воссоздала для них эволюционное дерево, то есть определила как происходило развитие того или иного новообразования. Учёные выявили набор мутаций для разных клеток опухоли и в сравнении определили, какие из них стали причиной появления заболевания, а какие сыграли роль в процессе его дальнейшего развития.

Главным открытием исследователей стало то, что после первых генетических ошибок, которые провоцируют появление злокачественного образования, опухоль может оставаться незамеченной на протяжении многих лет, пока следующая череда ошибок не вызовет её бурный рост.

Вторым достижением работы, результаты которой были опубликованы в издании Science, стало выявление генетического разнообразия злокачественных опухолей лёгких. Специалисты объясняют его появление тем, что в процессе бурного роста в разных местах новообразования возникают уникальные изменения ДНК. Когда же медики делают биопсию одного участка опухоли и по её результатам подбирают терапию, она просто не работает в других отделах новообразования.

Особенный интерес у учёных вызвали пациенты, которые были заядлыми курильщиками, а потом бросили. При составлении эволюционного дерева для их заболевания у исследователей была возможность соотнести период интенсивного курения с появлением ряда мутаций, провоцирующих развитие опухоли. Эти люди получили основной набор генетических ошибок ещё 20 лет назад, и на протяжении всего этого времени они даже не подозревали о затаившейся в их организме смертельной опасности.

"Выживаемость среди больных раком лёгких остаётся убийственно низкой при наличии множества узконаправленных лекарственных средств, которые имеют ограниченное действие на заболевание, — рассказывает Чарльз Свонтон в пресс-релизе центра. — Разобравшись, как оно развивается, мы открыли книгу правил эволюционного развития рака лёгких и смеем надеяться на возможность прогнозирования своих дальнейших шагов".

Важные открытия нового исследования заставляют учёных и медиков по всему миру по-новому взглянуть на рак лёгких и особенное внимание уделить его ранней диагностике.

Между тем Cancer Research UK уже запустил программу под названием TRACERx, в ходе которой развитие опасного заболевания будет прослежено ещё для 100 пациентов. Основной целью нового масштабного исследования станет выяснение того, как именно мутирует рак лёгких, как он адаптируется и почему становится настолько устойчивым к современным методам лечения.