Кухня неолита: найдены первые свидетельства употребления специй европейцами

Специи и приправы ≈ секрет не только современных шеф-поваров, но и наших далёких предков

(фото Vinni/Flickr).

Минеральные фрагменты растительной пище, найденные на дне посуды каменного века

(фото H. Saul et al.).

Электронная микрофотография фитолитов чесночницы. Масштабная линейка ≈ 5 микрометров

(фото H. Saul et al.).

Минеральные фрагменты растительной пище, найденные на дне посуды каменного века
Археологи не предполагали, что кухня древних людей могла быть настолько развита ещё до распространения сельскохозяйственной деятельности. Недавно учёные обнаружили самые ранние свидетельства употребления специй и приправ жителями Европы.

Специи и приправы — неотъемлемая часть любой современной кухни. Человек уже не может представить себе обед без соли и перца, в любом доме всегда стоит целый набор ароматных трав и порошков, способных добавить пикантности любому блюду.

Но когда люди впервые добавили щепотку пряностей к своему обеду? Последнее исследование в области археологии показало, что европейцы начали приправлять свою пищу ещё 6 тысяч лет назад.

Ранее считалось, что кулинария начала развиваться после широкого распространения сельскохозяйственной и фермерской деятельности.

Специи и приправы — секрет не только современных шеф-поваров, но и наших далёких предков (фото Vinni/Flickr).

"Сегодня мы знаем, что древние охотники и собиратели также любили изысканную кухню", — говорит ведущий автор нового исследования Хейли Сол (Hayley Saul), археолог из университета Йорка.

Найти и провести анализ древних засохших растений не так-то просто. Чаще всего они просто не доживают до наших дней даже в виде остаточных окаменелостей, а если находка и подтверждается, то не всегда можно доказать, что обнаруженную траву или приправу употребляли в пищу люди.

Семена, к примеру, довольно часто оказываются разбросанными вокруг жилищ древних людей, но они вполне могли быть занесены животными или принесены ветром.

Минеральные фрагменты растительной пище, найденные на дне посуды каменного века (фото H. Saul et al.)

В основном, теории о том, чем питались наши далёкие предки, строятся на логических умозаключениях. Так, всегда считалось, что в каменном веке люди разнообразили свою пищу зеленью, хотя прямых доказательств этому так и не было найдено.

Археологи находили свидетельства употребления в пищу европейцами укропа и семян мака, но они датировались 3000 годами до нашей эры, а на тот момент сельское хозяйство уже было вполне развито.

Сол и её коллеги искали фитолиты — микроскопические окаменелые остатки растительной пищи, по форме и текстуре которых можно определить, что это было за растение. Ранее этот метод применялся учёными, которые находили свидетельства выращивания пшена и риса в Китае 10 тысяч лет назад.

Электронная микрофотография фитолитов чесночницы. Масштабная линейка — 5 микрометров (фото H. Saul et al.)

Исследователи из Йорка анализировали в лаборатории остатки пищи на дне посуды, обнаруженной на территории Датских проливов (север Германии и Дания). Им удалось собрать фитолиты, диаметр которых составлял от 5 до 10 микрометров.

Сверившись с имеющимися базами данных, Сол и её команда определили, что это — окаменелые остатки чесночницы черешчатой (Alliaria petiolata), пряности, которая сегодня широко употребляется как естественный заменитель чеснока.

То, что это растение употреблялось в качестве приправы к пище, не оставляет сомнений: помимо фитолитов чесночницы учёные также обнаружили на дне горшков жир морских гадов, рыбные кости и ракушки устриц.

О результатах и выводах своего исследования Сол и её коллеги сообщили в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.