У алкоголизма и переедания найдены общие генетические предпосылки

У опасных зависимостей общие корни

(фото Kat/Flickr).

Учёные из Вашингтона обнаружили, что люди, страдающие алкоголизмом, на генетическом уровне расположены к перееданию, булимии и прочим расстройствам пищевого поведения. Верна и обратная зависимость.

Известно, что алкоголизм имеет генетические предпосылки – то же можно сказать и о нарушении пищевого поведения. Исследователи из Медицинской школы при университете Вашингтона (Washington University School of Medicine) обнаружили, что часть генов обуславливает эти расстройства одновременно.

Исследователи утверждают, что люди с алкогольной зависимостью могут быть подвержены различным формам нарушений пищевого поведения, и наоборот.

"В клинической практике эта закономерность отмечалась не единожды, – говорит ведущий автор исследования, доктор психиатрии Мелисса Манн-Чернофф (Melissa A. Munn-Chernoff). – Другие исследования, сосредоточенные на генетической связи между алкогольной зависимостью и расстройствами пищевого поведения, рассматривали эту проблему как сугубо женскую, но она касается и мужчин тоже".

Изучив данные анализов почти шести тысяч взрослых близнецов, Манн-Чернофф и её коллеги обнаружили общие генетические факторы, лежащие в основе алкоголизма и некоторых симптомов расстройства приёма пищи, таких как переедание, стремление самостоятельно вызвать рвоту и злоупотребление слабительными препаратами.

Все мужчины и женщины, участвовавшие в исследовании, были опрошены об их отношениях с алкоголем и едой. Вопросы о компенсаторном поведении (например, об излишнем пристрастии к мочегонным и слабительным средствам) были заданы только женщинам.

В целом, около 25% мужчин и 6% женщин были зависимы от алкоголя в какой-либо период своей жизни. Почти 11% этих же мужчин и 13% женщин испытывали проблемы с обжорством. Кроме того, около 14 % женщин стремились вызвать рвоту или злоупотребляли слабительным.

У опасных зависимостей общие корни (фото Kat/Flickr).

По статистической шкале, которая идёт от 0 (никаких общих генов) до 1 (все гены совместимы), генетические связи между обжорством и алкогольной зависимостью составили 0,26. Только у женщин этот показатель равнялся 0,32.

"Результаты исследования показывают, что риск развития этих форм поведения кроется в общих генетических факторах, – комментирует Манн-Чернофф. – Похоже, что некоторые гены, влияющие на зависимость от алкоголя, также влияют на переедание у мужчин и компенсаторное поведение у женщин".

В будущем Манн-Чернофф планирует расширить сферу исследования и изучать близнецов разных рас (большинство добровольцев в этом эксперименте были европейцами). Тогда можно будет сказать, применимы ли данные генетические заключения для других этнических групп.

Она также хотела бы выйти за пределы статистических взаимосвязей и точно идентифицировать гены, отвечающие за подобные расстройства.

По мнению учёного, врачам, лечащим людей от алкогольной зависимости и всевозможных расстройств пищевого поведения, следует знать о том, что эти две беды могут сопутствовать друг другу.