Найдена экзопланета, где Новый год можно справлять каждые 8,5 часов

Планета Кеплер 78b и её родительская звезда в представлении художника

(иллюстрация Cristina Sanchis Ojeda).

(иллюстрация NASA Blueshift/Flickr).

Планета Кеплер 78b и её родительская звезда в представлении художника
За то время, что человек спит или заканчивает полный рабочий день, маленькая экзопланета, удалённая от нас на 700 световых лет, совершает один оборот вокруг своего светила.

В планетной системе Кеплер 78, расположенной в 700 световых годах от Земли, исследователи из Массачусетского технологического института (MIT) разглядели маленькую, но очень необычную экзопланету. Она совершает полный оборот вокруг родительской звезды всего за 8,5 часов и называется Кеплер 78b. Это один из самых маленьких сидерических периодов в истории наблюдения за небесными телами.

Несложно догадаться, что планета находится очень близко к своему светилу: это расстояние всего втрое больше радиуса самой звезды, то есть она расположена в 40 раз ближе к своему светилу, чем Меркурий к Солнцу. Учёные установили, что температура на поверхности экзопланеты должна составлять около 2760 градусов по Цельсию.

На такой жаре все верхние слои небесного тела должны расплавиться и превратиться в сплошной океан кипящей лавы. Не лучшая перспектива для жизни, даже при условии того, что Новый год там можно праздновать дважды в сутки.

Планета Кеплер 78b и её родительская звезда в представлении художника (иллюстрация Cristina Sanchis Ojeda).

Самое удивительное, что учёным удалось разглядеть Кеплер 78b не только транзитным методом, то есть по затемнению, вызванному её прохождением по диску звезды, но и увидеть свет, который она отражает.

Более того, столь близкое расположение планеты к звезде поможет учёным вычислить массу последней. По закону классической механики Ньютона, сила притяжения двух тел прямо пропорциональна их массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Поэтому, чем ближе Кеплер 78b к своей звезде, тем проще вычислить производимые ею гравитационные эффекты и её массу.

Возможно, это будет первая экзопланета, похожая размерами на Землю, чью массу удастся относительно точно установить.

В ходе данного исследования, физик Джошуа Уинн (Joshua Winn) и его коллеги, изучали более 150 тысяч звёзд, которые ранее рассматривал телескоп "Кеплер". Их целью был поиск маленьких экзопланет, размером примерно с Землю, с очень небольшим орбитальным периодом.

"Мы уже привыкли к планетам, совершающим полный оборот вокруг звезды за несколько дней. Я задумался, есть ли хоть одна, чей год длится всего несколько часов", — рассказывает Уинн.

Близко расположенные к своей звезде экзопланеты должны состоять из очень плотных материалов, вроде железа (иллюстрация NASA Blueshift/Flickr).

Нужно сказать, что Кеплер 78b — далеко не чемпион в данном вопросе. Астрономы обнаружили ещё одну экзопланету с кодовым названием KOI 1843.03, обращающуюся вокруг своей звезды всего за 4 часа 15 минут. По словам исследователей, она должна состоять почти полностью из железа или какого-либо другого плотного материала, иначе бы её разорвало в клочья.

Такие планеты хоть и сопоставимы по своим размерам и массам с Землёй (всего в 1,12-1,5 раза тяжелее), жизнь поддерживать вряд ли способны. Даже если на них и есть некие организмы, то такая форма жизни нам неизвестна.

Тем не менее, праздновать Новый год ежедневно и при этом не купаться в океанах лавы тоже можно — надо лишь поселиться на планете, обращающейся вокруг коричневого карлика. Даже если она будет слишком близка к своей звезде, такие светила слишком холодные для того, чтобы сжечь дотла свои планеты.

О результатах работы Уинна и его коллег можно почитать в журналах Astrophysical Journal и Astrophysical Journal Letters. В первой статье речь идёт о Кеплер 78b (PDF-документ), а во второй — о железной планете KOI 1843.03.