Эксперимент показал: безопасной дозы сахара не существует

(фото Fritzs/Wikimedia Commons)

(фото Brynn/Wikimedia Commons).

Проведя эксперимент на мышах, американские учёные выяснили, что употребление всего трёх порций сладких напитков при полностью здоровом питании отрицательно сказывается на мужской фертильности и женской продолжительности жизни.

Всем известно, что "чуть-чуть можно" и "от одного раза ничего не будет". Исследователи из университета Юты (University of Utah) спешат расстроить всех, кто придерживается таких убеждений, по крайней мере, в вопросах употребления сладкого. Даже небольшие дозы сахара сказываются на основных функциях жизнедеятельности млекопитающих. Это стало известно, после того как учёные провели эксперимент на грызунах.

Мышей разделили на две группы — основную и контрольную. Первым установили диету, которой придерживается около четверти американцев. Мыши питались здоровыми продуктами, но 25% от общего числа потребляемых калорий они получали из сахара. Если сравнивать с людьми, то это эквивалентно потреблению трёх порций сладких напитков в день при правильном питании. Эта доза является нормой, установленной Департаментом сельского хозяйства и Национальными академиями США. Представители контрольной группы грызунов сахар не употребляли вовсе.

Можно соблюдать абсолютно здоровую диету, но если не отказывать себе в сладком ежедневно, то результаты могут быть очень печальными (фото Brynn/Wikimedia Commons).

Первый этап эксперимента длился 26 недель (шесть с половиной месяцев). Мыши находились в клетках и соблюдали диету, составленную учёными. Затем всех подопытных выпустили в большое помещение, где они могли жить, как будто на воле. Исследователи постоянно следили за поведением грызунов и через 8 месяцев после начала эксперимента, то есть спустя полтора месяца после того, как мышей выпустили из клеток, биологи стали свидетелями довольно печальных событий.

Самки-представители первой группы умирали в среднем вдвое чаще, чем те, которые не употребляли сахара вообще. А самцы-сладкоежки, которые должны были защищать свою территорию, имели на четверть меньше владений, чем их сородичи из контрольной группы. Более того, потребление этого продукта отрицательно сказалось и на мужской фертильности: самцы, употреблявшие сахар, имели на четверть меньше потомства.

"Помимо наблюдения мы также сделали анализы на семь различных показателей метаболизма — измеряли массу тела, уровень инсулина и так далее. Удивительно, но пять из этих показателей у обеих групп были одинаковыми", — рассказывает ведущий автор исследования Уэйн Поттс (Wayne Potts), специалист в области эволюционной биологии.

Стоит задуматься: может жизнь станет ярче, если лишний раз не положить в чай ложечку сахара? (фото Fritzs/Wikimedia Commons)

Это значит, что по всем показателям тело может быть здоровым, но при этом жизненно важные функции, такие как способность к защите территории и самовоспроизведению или даже продолжительность жизни, значительно снижаются, если вы позволяете себе запивать диетический салат сладким чаем из яркой бутылочки и не отказываетесь от порции сиропа в утреннем кофе.

Что же касается умерших самок мышей из первой группы, то, к сожалению, точную причину их смерти установить не удалось.

"В условиях эксперимента мы не могли собрать тела и отправить их на анализ, не нарушив при этом естественный для мышей ход жизни", — сообщают исследователи в пресс-релизе.

Впрочем, когда наступает смерть, уже не так важно, что было ей причиной. В данном случае важно выбрать, что важнее — полноценная жизнь или кусочек сладенького.

О результатах работы Поттса и его коллег подробнее можно почитать в журнале Nature Communications.