Неандертальцы изготавливали инструменты, используемые по сей день

(фото и иллюстрация Abri Peyrony, Pech-de-l.Azé I Projects).

Древние люди, похоже, изобрели инструменты, которые используются современными людьми для изготовления дорогих сумок.

Во время раскопок стоянки неандертальцев, которой около 40 тысяч лет, был обнаружен инструмент, используемый кожевниками для придания коже блеска и водостойкости. Владение костяным орудием, известным как гладилка, ранее приписывалось исключительно современному человеку. Но последние находки показывают, что, скорее всего, неандертальцы и современные люди изобрели этот инструмент независимо друг от друга.

Первые фрагменты гладилок были обнаружены около 10 лет назад в пещере Пеш-де-Л’азе (департамент Дордонь) на юго-западе Франции. Археологи Мари Соресси (Marie Soressi) и Шеннон МакФеррон (Shannon McPherron) из Института эволюционной антропологии Макса Планка сразу опознали этот инструмент.
Соресси связалась с всемирно известной мануфактурой Hermes, занимающейся производством предметов роскоши. В линию компании входит, к примеру, сумка Birkin, продающаяся по цене от 10 тысяч долларов США и выше. Так учёные выяснили, что высококлассные кожевники используют инструменты, подобные древним.

Однако одного артефакта было не достаточно для однозначных выводов: это мог быть единичный случай. Но последующие раскопки в Пеш-де-Л’азе и Абри Пейрони позволили обнаружить ещё несколько фрагментов гладилок, что привело исследователей к выводу о регулярном использовании этого инструмента неандертальцами.

Гладилки – не первые орудия труда из кости, найденные на стоянках неандертальцев, но они отличаются от остальных. "Большинство костяных инструментов копируют каменные орудия труда, — говорит МакФеррон. – Но гладилки использует физические свойства кости, такие как её текстура и способность изгибаться, не ломаясь. Скорее всего, неандертальцы изготовляли этот инструмент из длинного гибкого ребра оленя".

Окаменелости костяных орудий, которые, вероятно, использовались для обработки шкур животных (фото и иллюстрация Abri Peyrony, Pech-de-l’Azé I Projects).

Происхождение гладилок вызывает наибольшие споры. Сложно определить, перенял ли человек разумный эту технологию у неандертальца или же всё было наоборот. Возможно также, что оба вида научились изготавливать это орудие независимо друг от друга.

По разным данным, возраст находки оценивается в 41-51 тысячу лет. Первый срок совпадает с заселением человеком разумным Западной Европы, хотя во времена самой ранней даты Европу населяли исключительно неандертальцы. Теперь МакФеррон пытается найти гладилки старшего возраста, чтобы исключить путаницу в том, кому же принадлежит изобретение.

"Инструменты предшествовали появлению человека разумного на территории Европы, поэтому такая находка — не единичный случай, а часть традиции коренных неандертальцев, — считает профессор Поль Петтитт (Paul Pettitt), археолог Даремского университета. – Также этот инструмент указывает на сложность неандертальской моды".

Большинство исследователей считают, что неандертальцы позаимствовали многие свои изобретения и традиции у человека разумного. Многие сложные артефакты (вроде метательного оружия или скульптур) были найдены только на стоянках Homo sapiens. Хотя есть и сторонники обратной версии. Например, до сих пор до конца не ясно, какой из видов ввёл традицию погребения умерших или моду на украшения из костей и зубов животных.

Исследование было опубликовано в журнале PNAS.