Космический фридайвинг

Позади выживание в зимнем лесу и на воде. Сегодня - новый этап на пути к космосу. Кандидаты в космонавты приступили к специальной водолазной подготовке. Гидролаборатория ЦПК. Глубина бассейна 10 метров. Обучение идет от простого к сложному. Погружения на задержке дыхания, потом - с аквалангом.

Позади выживание в зимнем лесу и на воде. Сегодня — новый этап на пути к космосу. Кандидаты в космонавты приступили к специальной водолазной подготовке. Гидролаборатория ЦПК. Глубина бассейна 10 метров. Обучение идет от простого к сложному. Погружения на задержке дыхания, потом — с аквалангом. Финалом станет работа под водой в скафандре "Орлан".

Вдох — выдох. Еще более глубокий вдох. Кандидат в космонавты Анна Кикина к погружению готовится основательно — словно растягивает легкие, чтобы набрать как можно больше кислорода.

Хороший вдох и нырок – залог успеха в этом задании. А значит, пропуск на дальнейшую космическую подготовку. Анна погружается на 10 метров без акваланга. На дне бассейна ее уже ждет инструктор и спасительный глоток воздуха.

"Буду показывать: спускаемся вниз, находимся на нейтральной плавучести, поднимаемся наверх. Вы знаки дублируете, показываете "ок", — объясняет инструктор.

Идет экзамен по водолазной подготовке. Его сдают кандидаты в космонавты открытого набора 2012 года. ОКП – общекосмическая подготовка в Звездном городке для всех наборов одинакова. Сейчас ее проходят 8 новобранцев звездного отряда. Они, как здесь говорят, миновали экватор – прошли половину срока подготовки. Впереди, до гордого звания космонавт, еще один год.

"После каждого этапа сталкиваешься с новыми какими-то трудностями, с новым этапом обучения, он нисколько не проще, он интереснее, и предыдущие были тоже очень интересные, так что все впереди", — рассказывает кандидат в космонавты Роскосмоса Олег Блинов.

Они кардинально изменили свою жизнь, намеренно выбрав ее сложнейший путь, где каждый день – новые знания и умения, каждый день — своеобразный экзамен на прочность. Такова судьба тех, кто выбрал космическую дорогу — учиться всегда.

"По результатам сегодняшнего занятия вам поставят оценку за практическую подготовку. Всем все понятно? По-моему, все всё знают. Принцип понятен. Всё, вперед!" – призывает Александр Соловьев.

Гидролаборатория Центра подготовки космонавтов – бассейн 10 метров глубиной, объем воды – пять тысяч кубических метров – это пять миллионов литров воды. Идеальное место на земле, чтобы готовиться к выходу в открытый космос.

"На самом деле здесь много интересных моментов, во-первых, это совершенно новые ощущения, новая моторика, новый способ двигаться в незнакомой среде, гидросреде, ощущения очень близкие к невесомости", — поясняет Петр Дубров, еще один кандидат в космонавты Роскосмоса.

У каждого космонавта личный инструктор – опытный водолаз, который подготовил не одного специалиста для работы за пределами станции. Через такую водолазную подготовку проходят все претенденты на полёт. Это словно первый шаг в безопорное пространство.

"Здесь весь успех кроется в том, что внимательный инструктор. Он смотрит на обучаемого и, согласно тому, что он видит, дает ему постепенно нагрузку, и поэтому всё удается", — так считает кандидат в космонавты Роскосмоса Анна Кикина.

Для Игната Игнатова этот бассейн, можно сказать, дом родной. Восемь лет он проработал здесь водолазом. Вот он – на видеозаписи трехлетней давности — готовит к работе в скафандрах космонавтов Антона Шкаплерова и Анатолия Иванишина. Тогда Игнат был инструктором по внекорабельной деятельности.

"Самый мой первый экипаж был, на котором я набирался опыта, это был Маленченко и Пегги Уитсон. Очень интересно с ними было работать. И потом, постепенно, экипажи различные. Мне везло. Вот, Геннадий Иванович Падалка, но там неизвестно, кто кого больше учил", — вспоминает Игнат Игнатов, кандидат в космонавты Роскосмоса.

После училища летчик Игнатов по распределению попал в Центр подготовки космонавтов. Как оказалось, это была судьба, давшая ему, мечтавшему о небе, шанс взлететь еще выше. Сегодня он сам – в группе будущих космонавтов.

К его подводному стажу — почти 600 часов непростой работы, теперь прибавляются часы, которые приближают его к мечте. Как шутит Игнат, мечтает из "глубокоуважаемого" переквалифицироваться в "высокоуважаемого". "Победа в космосе куется здесь, в воде гидролаборатории", — уверен он.

Среда водная и среда космическая. Две стихии, такие разные и такие схожие. Здесь, в бассейне, под толщей воды – точная копия сегментов МКС. Для этих кандидатов – первый проплыв, как пролет по орбитальному дому.

"Создать не видимость, а именно обстановку невесомости. Даже те предметы, с которыми они должны работать, они тоже обезвешиваются и находятся в нулевой плавучести. Они там движутся, под водой, практически так же, как если бы они находились в открытом космосе, то есть в невесомости", — объясняет начальник водолазной подготовки ЦПК Александр Соловьев.

Отработка нештатных ситуаций, возможных на орбите, слаженность действий в агрессивной безвоздушной среде. Здесь учатся все делать без суеты. Чтобы выработалось чувство спокойствия, так необходимое при стрессе для принятия правильного решения. Когда в запасе ограниченное количество воздуха — лишь то, что в твоих легких – все идет строго по секундам.

"Вода никогда не была дружелюбной к человеку, — говорит Соловьев. — Если человек допускает малейшую оплошность или ошибку, она накажет сразу же, как любая среда, которая не свойственна нам. Потому каждая оплошность всегда дорого обходится. Думаю, там, в космосе, то же самое".

Под водой, как под увеличительным стеклом, видно все: как ведет себя человек, каков его характер, на что он способен. Здесь, в гидролаборатории, уже можно отметить, у кого проявляются первые черты лидера – будущего командира, а из кого выйдет отличный бортинженер.

"Тут командный дух не так проявляется, как, скажем, в выживании, но тоже важно. Тоже можно легко отличить каждого по стилю работы и привыкать к нему постепенно", — считает Сергей Корсаков, кандидат в космонавты Роскосмоса.

До финала дойдут не все – увы, это правда космической жизни. Поэтому и старается каждый кандидат. Когда на кон поставлена мечта, работают, отдавая все силы. И при этом, как большая дружная команда. Сейчас они не конкуренты, а условный экипаж будущего, который поднимается вверх по лестнице космических знаний.

"Это ступенька к космосу. Почему? Потому что это ступенька к тренировкам в скафандре. А в скафандре все уже будет максимально приближено к выходу в открытый космос, к внекорабельной деятельности", — говорит Дмитрий Петелин, кандидат в космонавты Роскосмоса.

До реального полета этому набору предстоит длинный и, зачастую, тернистый путь. А сегодня все понимают: чтобы высоко взлететь, надо поглубже нырнуть. Космос покоряется настойчивым и смелым.