Мозг птиц сформировался прежде, чем возникла способность к полётам

Череп дятла вида золотолобый меланерпес. Мозговой ствол выделен жёлтым цветом, мозжечок - синим, четверохолмие - красным, конечный мозг - зелёным, обонятельные луковицы - оранжевым

(иллюстрация A. Balanoff/AMNH).

Череп динозавра занабазара. Мозговой ствол обозначен жёлтым цветом, мозжечок - синим, четверохолмие - красным, конечный мозг - зелёным, обонятельные луковицы - оранжевым

(иллюстрация A. Balanoff/AMNH).

О том, что птицы — потомки динозавров, учёные вроде бы договорились. Однако когда же началось превращение рептилий в пернатых? В то время как одни исследователи анализируют процессы развития перьевого покрова, изменения конечностей и общей структуры тела, другие уделяют внимание мозгу животных.

О том, что птицы — потомки динозавров, учёные вроде бы договорились. Однако когда же всё-таки началось превращение рептилий в пернатых? В то время как одни исследователи анализируют процессы развития перьевого покрова, изменения конечностей и общей структуры тела, другие уделяют внимание мозгу животных.

"Эволюция мозга — это не просто изменение соотношения мозгового компонента по отношению к общей массе тела, — говорит Гэйб Бивер (Gabe Bever) из Нью-Йоркского института технологий. — Если обратить внимание на изменение отдельных элементов мозга, то можно узнать, какие факторы внешней среды двигали развитие животного".

Череп дятла вида золотолобый меланерпес. Мозговой ствол выделен жёлтым цветом, мозжечок — синим, четверохолмие — красным, конечный мозг — зелёным, обонятельные луковицы — оранжевым (иллюстрация A. Balanoff/AMNH).

В целом исследователи соглашаются — птицы отличаются от рептилий бóльшим количеством "серого вещества" относительно общей массы тела. Эта разница наиболее заметна, если обратить внимание на передний мозг, который отвечает за превосходное зрение и координацию движения птицы во время полёта.

Как пишут учёные из США в своей статье в журнале Nature, им удалось доказать, что развитие мозга предшествовало всей последующей эволюции птиц. Иными словами, "птичий" мозг сформировался ещё в головах некоторых динозавров.

Сделать такой вывод исследователям удалось благодаря компьютерной томографии. Специалистами были изучены головы двух десятков существ, в числе которых и вымершие, и современные птицы, и даже близкие к птицам нелетающие динозавры вроде тираннозавра.

Череп динозавра занабазара. Мозговой ствол обозначен жёлтым цветом, мозжечок — синим, четверохолмие — красным, конечный мозг — зелёным, обонятельные луковицы — оранжевым (иллюстрация A. Balanoff/AMNH).

Совмещая друг с другом изображения, учёные создали 3D-модели черепов животных и их содержимого. После этого был рассчитан общий объём мозга, а также размеры его анатомических компонентов, наиболее важных для полёта: обонятельных луковиц, четверохолмия, мозжечка и ствола мозга.

Кстати, полученные результаты имеют весьма примечательные последствия для археоптерикса — одной из древнейших известных птиц. Исследователи обнаружили, что с точки зрения количественных показателей мозг археоптерикса совсем не уникален. Так, несколько других видов динозавров (а не птиц), например, овирапторозавры или троодонтиды, имели бóльший объём мозга, чем археоптерикс.

"Археоптерикс всегда воспринимался как промежуточное звено между оперёнными динозаврами и современными птицами, — говорит Эми Баланофф (Amy Balanoff) из Американского музея естествознания. — Но если взглянуть на объём его мозга, то становится понятно, что он не являлся выдающимся существом".