Беспилотная "Газель" – разработка рязанских студентов

Студенты Рязанского радиотехнического университета разработали автомобиль-робот. Водитель такой машине не нужен. Все системы автоматизированы и управляются бортовым компьютером. Как фантастика превращается в реальность?

Машина едет сама, ей не управляет человек. Причем едет не только по прямой. Это не кадры из фантастического фильма и не визуальный обман. И водитель не прячется под сиденьем.

"Умную" "Газель" создали в конструкторском бюро Рязанского государственного радиотехнического университета. Внешне она почти ничем не отличается от своих управляемых собратьев. Но внутри машина буквально нашпигована сложными устройствами, узлами, проводами и микросхемами.

Студенты и аспиранты придумали, как автоматизировать все системы управления и превратить машину в робота.

"Платы силовых узлов, или контроллеров, разработаны в нашем конструкторском бюро. Они управляют всеми электроприводами, которые автоматизируют акселерацию, сцепление, тормоз, руль, газ", — рассказывает руководитель студенческого конструкторского бюро "Аврора" Станислав Голь.

"Глаза" робота – система сканеров. Трехмерный сканер непрерывно вращается вокруг оси и дает объемную 3D -картину происходящего. Беспилотная "Газель" распознает людей, здания, деревья. Красным цветом обозначаются объекты, которые являются препятствиями для машины. Зеленым – те, что находятся вне траектории ее движения. 2D- сканер дает информацию о преградах, которые возникают непосредственно в пути.

"Вот мы видим например, стоит человек, ноги человека .Машина прокладывает маршрут таким образом, чтобы объехать это препятствие. Если же она не может этого сделать, она останавливается, — поясняет студент Рязанского государственного радиотехнического университета Владислав Артемкин. – Машина работает с высокой скоростью – быстрее, чем человек, поэтому может быстро среагировать в различных дорожных условиях".

"Мозг" робота находится в кузове. В этот компьютер стекается вся информация с многочисленных датчиков и камер. Искусственный интеллект обрабатывает данные, после чего мгновенно принимает решение: с какой скоростью ехать, с какой силой нажать на педаль газа, когда притормозить. Системы управления автоматически выполняют команды.

На написание программного обеспечения студенты потратили почти два года. Процесс совершенствования алгоритмов продолжается и сейчас. Молодые ученые верят, что с их помощью фантастическое будущее станет реальностью.

"Наступит такой момент, когда водитель сможет сесть в машину, задать пункт назначения, и машина сама довезет его, остановится сама, и дальше человек уже пойдет по своим делам", — мечтает Александр Погудаев, студент Рязанского государственного радиотехнического университета.

Уже сейчас многие автомобили оснащены автоматической парковкой. А в будущем роботов планируется использовать при перевозках опасных грузов, взрывчатых веществ. В реальную пользу беспилотных машин верят и производители. Более того – они поощряют разработки в области робототехники.

В Нижнем Новгороде на полигоне ГАЗ прошли соревнования "РобоКросс-2013". Студенческие команды из девяти российских городов представили свои модели беспилотных автомобилей. Машины без водителя, руководствуясь информацией ГЛОНАСС, проходили вслед за движущейся визуальной меткой трассу с препятствиями. Рязанская чудо-машина показала лучшие результаты.

Рабочее место водителя машины-робота будет не за рулем, а рядом – на пассажирском сиденье. Тогда мечта многих автолюбителей сбудется: прямо во время движения можно будет не торопясь выпить кофе, почитать газету или полюбоваться видом из окна. Следить за дорогой не нужно – необходимо контролировать только показания компьютера.

Сейчас студенты дорабатывают беспилотную машину на макете. Автомобиль станет более маневренным, послушным и умным. В следующем году в Европе пройдут масштабные испытания роботов. Рязанская команда планирует представить на конкурс свою усовершенствованную модель.