Обнаружена землеройка, способная выдержать вес человека

Землеройка Тора ≈ мелкое насекомоядное, добывающее себе пропитание в труднодоступных местах

(фото Bill Stanley).

(фото Velizar Simeonovsky).

Позвоночники слева направо: гигантская африканская белозубка Crocidura olivieri, угандская белозубка-броненоска Scutisorex somereni и землеройка Тора Scutisorex thori

(фото Stanley, W. T. et al. Biol. Lett.).

Более века назад учёные открыли новый вид землероек с необычайно крепким позвоночником. Совсем недавно биологи обнаружили животное близкого вида, который является промежуточным звеном эволюции между необычной землеройкой и всеми остальными представителями этого семейства.

Угандская белозубка-броненоска (Scutisorex somereni) является едва ли не самым необычным видом среди мелких млекопитающих. Она относится к биологическому роду Scutisorex и до недавнего времени была его единственным видом. Уникальность мелкого насекомоядного состоит в его необычайной выносливости: белозубка способна выдержать на своей спине вес, в тысячу раз превышающий её собственный. Взрослый человек может встать на неё, даже не повредив. Если бы у людей был такой же позвоночник, мы могли бы переносить на своём горбу целые космические корабли.

Такая сила и выносливость обеспечивается необычным строением позвоночника белозубки. Он представляет собой цельную широкую структуру и напоминает две расчёски со скреплёнными гребнями. Биологи считают, что необходимо выяснить, как эти животные "дошли до жизни такой" в ходе эволюции, а также, зачем же белозубкам понадобился такой сильный скелет.

Ответы на все эти вопросы может дать обнаруженное недавно "промежуточное звено" эволюции между белозубкой-броненоской и другими видами мелких млекопитающих. Если S. somereni была открыта более века назад в экваториальной части Африки, то её "сестра" по виду была обнаружена совсем недавно.

В лесах республики Конго биолог Райнер Хуттерер (Rainer Hutterer) и его коллеги из немецкого Музея зоологических исследований имени Александра Кёнига обнаружили второго представителя рода Scutisorex. Землеройку с похожим строением позвоночника назвали в честь скандинавского бога силы Тора — Scutisorex thori. Строение черепа и позвоночника животного говорило о том, что оно является связующим звеном эволюции между белозубкой-броненоской и другими видами мелких насекомоядных.

Землеройка Тора — мелкое насекомоядное, добывающее себе пропитание в труднодоступных местах (фото Bill Stanley).

"Землеройка Тора является прекрасным примером теории прерывистого равновесия. Согласно этой теории, в эволюции животных присутствуют длительные периоды времени, когда виды не претерпевают существенных изменений. Но затем эволюционные изменения происходят очень быстро, и тогда образуются новые виды", — поясняет соавтор исследования Уиллиам Стенли (William Stanley), биогеограф из Музея естественной истории имени Филда.

Его коллеги с ним не совсем согласны: они считают, что эволюционные изменения у белозубки-броненоски протекали довольно плавно. Пока что со стопроцентной уверенностью никто не может сказать, когда белозубка обрела свой мощный позвоночник и почему у землеройки Тора он чуть слабее. Но зачем он им понадобился, биологи уже предположили.

Авторы исследования считают, что землеройки, являясь животными насекомоядными, иногда испытывали трудности в добыче пропитания. Так как насекомые прячут свои личинки в труднодоступных местах, достать их, как правило, непросто. Землеройки использовали свой мощный позвоночник как рычаг, чтобы поднять препятствие на пути к добыче. А если на выносливое животное и упадёт что-то тяжёлое, к примеру, дерево, то оно всё равно выживет.

Позвоночник белозубки представляет собой единую мощную структуру, благодаря которой она может выдержать вес, в тысячу раз превышающий её собственный (фото Velizar Simeonovsky).

Уникальная выносливость позвоночника землероек может подсказать пару идей инженерам: мощь и структура этой биологической конструкции может вдохновить их на новые изобретения.

Биологию землеройки Тора учёные описали в статье, которая вышла в журнале Biology Letters.