До космоса за 15 минут: британцы строят новый воздушно-реактивный двигатель

Космолёт Skylon в представлении художника

Космолёт Skylon в представлении художника
(иллюстрация Reaction Engines).

Эскиз нового воздушно-реактивного двигателя Sabre

Эскиз нового воздушно-реактивного двигателя Sabre
(иллюстрация Reaction Engines).

Космолёт Skylon в представлении художника
Эскиз нового воздушно-реактивного двигателя Sabre
Недавно правительство Великобритании заявило о своей готовности инвестировать в проект по созданию принципиально нового двигателя. На самолёте с таким мотором можно будет долететь от США до Австралии за 4 часа, а от поверхности Земли до стратосферы — за 15 минут.

Правительство Великобритании заявило, что вложит 60 миллионов фунтов стерлингов (почти три миллиарда рублей) в проект частной компании Reaction Engines. Инженеры планируют построить рабочую коммерческую модель воздушно-реактивного двигателя. Он будет носить название Sabre — аббревиатура от слов Synergetic Air-Breathing Rocket Engine ("синергичный воздушно-реактивный ракетный двигатель").

Лабораторные тесты прототипов уже прошли на "ура", что и стало стимулом для правительства вложиться в проект.

Космолёт Skylon в представлении художника (иллюстрация Reaction Engines).

Самолёт на Sabre сможет долететь до стратосферы (границы с космосом) за 15 минут, а преодолеть расстояние от США до Австралии всего за четыре часа. Скорость такого самолёта выше скорости звука в пять раз.

В планы компании входит оборудование новым двигателем их знаменитого самолёта Skylon, потенциально способного развить скорость до 5635 километров в час. По словам представителей компании, у Skylon есть все шансы стать "космолётом" и летать по низкой околоземной орбите.

Традиционные двигатели, используемые в современной авиации, требуют переноски специальных резервуаров с жидким кислородом, если самолёт развивает скорость более 3000 километров в час. Такие воздушные суда не могут "дышать" обычным воздухом, поскольку он будет нагреваться до слишком высоких температур.

Эскиз нового воздушно-реактивного двигателя Sabre (иллюстрация Reaction Engines).

Двигатель Sabre позволяет использовать воздух вместо жидкого кислорода: он оборудован целой системой трубок, наполненных гелием. Когда воздух проходит сквозь эти трубки, то гелий охлаждает его, и кислород нужной температуры (140 градусов по Цельсию вместо изначальных 1000) доставляется прямо в двигатель.

Как только самолёт попадает в космос, то его можно будет переключить на "космический режим". Он сможет находиться на низкой околоземной орбите на протяжении 36 часов. Этого достаточного для того, чтобы, к примеру, запустить орбитальный спутник.

Это очень выгодная технология. По словам основателя компании Алана Бонда (Alan Bond), суммы, требуемые для запуска спутников и других похожих миссий, могут сократиться на 95%, если Sabre запустят в коммерческое производство.

Также космолёты на воздушно-реактивных двигателях могут стать отличной перспективой в области космического туризма. В таком случае компания Reaction Engines станет сильным конкурентом Virgin Galactic, принадлежащей сэру Ричарду Брэнсону. Миллиардер предлагает всем желающим увидеть Землю в иллюминаторе всего за 121 тысячу фунтов стерлингов (почти 6 миллионов рублей).

Представители Reaction Engines заявляют, что полёт на космолёте Skylon обойдётся космическим туристам намного дешевле, правда, пока не упоминают, насколько.

Подробности о планах правительства Великобритании касательно финансирования проекта станут известны, когда в Глазго пройдёт Космическая конференция (UK Space Conference).

Также по теме:
Преемник "Конкорда" будет летать со скоростью 4 тысячи километров в час 
НАСА разрабатывает самолёт, который будет летать в два раза быстрее звука 
Видео: Изобретён воздушный мотор — двигатель будущего 
Испытания американского гиперзвукового беспилотника закончились неудачей 
Космический корабль SpaceShipTwo преодолел звуковой барьер