Астрономы обнаружили марсианскую ривьеру

Эолийская равнина находится чуть восточнее кратера Гейла

(иллюстрация DiBiase et al./Journal of Geophysical Research/USGS/NASA, Landsat).

Сравнение Ривьеры Эола на Марсе с дельтой реки Селенги, впадающей в Байкал

Эолийская равнина находится чуть восточнее кратера Гейла
Сравнение Ривьеры Эола на Марсе с дельтой реки Селенги, впадающей в Байкал
Анализ данных, полученных от спутников, кружащих вокруг Марса, и ровера Curiosity, показал, что на поверхности Красной планеты когда-то существовал океан. На снимках видны высохшие устья древних рек, впадавших в огромный водоём в северной части полушария Марса.

Благодаря работе ровера Curiosity и обслуживающих его специалистов, учёных NASA и Калифорнийского технологического института (Caltech), мы знаем, что когда-то наш космический сосед — планета Марс — был куда больше похож на Землю, чем сегодня. Но даже если бы мы были абсолютно уверены в том, что Красная планета была близнецом Земли, это было бы не так удивительно, как если бы мы нашли свидетельства существования на ней древней жизни.

Главное условие для появления живых организмов в том виде, в котором мы их знаем, — это наличие на планете жидкой воды. Недавно исследователи из Калтеха обнаружили на Марсе следы целого океана с реками, в него когда-то впадавшими. Древнее побережье назвали Ривьерой Эола — в честь античного бога ветра Эола.

Ривьера располагается на Эолийской равнине (Aeolis Dorsa), плоской местности, находящейся в тысяче километров к востоку от кратера Гейла — сегодняшней локации ровера Curiosity. Исследователи изучили снимки, сделанные камерой HiRISE космического аппарата Mars Reconnaissance Orbiter. Учёные заявили, что на них отчётливо видна высохшая дельта крупной реки, впадающая в низину, предположительно, древний океан.

"Мы давно подозревали, что в севером полушарии Марса когда-то был океан, но не могли найти убедительных тому доказательств", — пишет Майк Лэмб (Mike Lamb) в пресс-релизе Калтеха.

Учёные возлагают большие надежды именно на северное полушарие, поскольку именно там большая часть поверхности представляет собой глубокие низины. В 2012 году марсоход Curiosity уже подтвердил, что на Марсе текли ручьи, но свидетельства существования такого крупного источника воды, как океан, намного ценнее.

На Земле дельты реки формируются в устьях, соединённых с морями или океанами. Классическим примером является египетская река Нил, которая разветвляется на многочисленные каналы, образующие букву "дельта" (отсюда и название) и впадающие в Средиземное море.

Понять, как именно текла река на Марсе, будет непросто, ведь она высохла миллионы лет назад. С тех пор поверхность планеты подвергалась агрессивному воздействию, которое могло смазать картину. Существует вероятность, что сеть каналов, похожая на дельту — вовсе не дельта, а исток реки.

Разобраться в этом поможет трёхмерная карта марсианского ландшафта, которую составят из снимков камеры HiRISE. Необходимо понять, где подъём выше, а где ниже, и тогда станет ясно, в каком направлении текла река на Красной планете.

И всё же многие факты уже известны почти наверняка. Скорее всего, океан в северном полушарии Марса покрывал всю Эолийскую равнину, а его площадь составляла приблизительно 100 тысяч квадратных километров. Для сравнения: площадь озера Байкал составляет 31722 км², а Чёрного моря — 422000 км².

Ровер Curiosity передвигается довольно медленно, но тщательно исследует каждый клочок марсианской поверхности. Когда он достигнет своей финальной цели — горы Эолида, то передаст на Землю максимально ценные сведения об истории Красной планеты. Через некоторое время после этого его миссия будет завершена. Вся надежда на следующий ровер — Марс 2020, который запустят в 2020 году. Именно эта передвижная лаборатория должна будет обеспечить человечество полноценными сведениями о Марсе, прежде чем люди ступят на его поверхность.

А пока о марсианской ривьере можно почитать в издании Journal of Geophysical Research, где вышла статья планетологов из Калтеха.