Телескопу "Кеплер" нашли новую работу

Телескоп "Кеплер" в представлении художника

(иллюстрация NASA).

Телескоп "Кеплер" в представлении художника
Вышедшие из строя гироскопические маховики орбитального телескопа "Кеплер" привели к досрочному завершению миссии главного искателя экзопланет. Однако поиски могут продолжиться. Правда, для этого будет использован другой метод исследования.

Вышедшие из строя гироскопические маховики орбитального телескопа Kepler привели к досрочному завершению миссии главного искателя экзопланет. Однако поиски могут продолжиться, правда, для этого будет использован другой метод.

Напомним, что ранее "Кеплер" ловил экзопланеты, обращающееся вокруг других звёзд, транзитным методом. Мы много о нём рассказывали. Приборы телескопов фиксируют ослабление свечения той или иной звезды, когда планета проходит по лику светила. По получаемым данным астрономы определяют приблизительные параметры экзопланеты.

Поломка гироскопических датчиков "Кеплера" привела к тому, что орбитальный аппарат более не может глядеть на чужие звёзды без тряски. В этом случае приходящие данные не могут достоверно указывать на то, что у того или иного светила есть планеты (слишком малы колебания светимости звёзд, а неуверенный "взгляд" вносит значительные помехи). Для нормальной работы телескопу необходимо хотя бы три из четырёх устройств, контролирующих его ориентацию в пространстве, но на сегодняшний день правильно функционируют лишь два.

Чтобы не оставлять дорогостоящий агрегат без работы, учёные решили использовать его для поиска экзопланет другим методом. Профессора Кит Хорн (Keith Horne) из университета Сент-Эндрюса и Эндрю Гульд (Andrew Gould) из университета Огайо предложили определять наличие экзопланет при помощи микролинзирования. Делать это будет даже проще.

Принцип действия гравитационной линзы. Cвет из отдалённого источника огибает массивный объект. Оранжевые стрелки показывают видимое положение удалённого источника. Белые стрелки показывают путь света от истинного положения источника (иллюстрация Wikimedia Commons, с использованием снимков Hubble (NASA), SOHO (ESA)).

Поясним, в чём суть этого метода. Когда две звёзды находятся на одной линии прямой видимости, гравитация ближайшей во много раз умножает (изгибает и усиливает) свет звёзды, находящейся за ней. Таким образом одно светило работает как линза для света второго. А если у него есть ещё и планетная система, то усиление света и того больше.

"Сигналы планет в этом случае весьма ощутимы, иногда яркость свечения падает на все 100%. Такое трудно не заметить", — рассказывает Хорн, подразумевая затемнение звезды планетой.

Орбитальный телескоп "Кеплер", по мнению Хорна и Гульда, способен таким образом открыть ещё несколько десятков других миров. Причём его положение в этом отношении будет весьма выгодным, так как наблюдения с орбиты дополнят исследования с Земли. Наземные телескопы тоже способны открывать экзопланеты методом микролинзирования. Но совместная работа обсерваторий позволит уточнить расстояния до объектов.

Кроме того, "Кеплер" сможет заметить со своей "точки зрения" выравнивания светил (а значит, и экзопланеты), которые с нашей планеты увидеть невозможно.

Единственный недостаток новой возможной работы телескопа в том, что он таким образом будет находить экзопланеты, не содержащие жидкую воду на поверхности, а значит, непригодные для жизни. Дело в том, что используемый ранее метод транзита помогает найти планеты, обращающиеся вокруг светила по малой орбите, то есть расположенные поблизости от звезды. Только в этом случае "затмение" будет заметным.

Телескоп Кеплер (иллюстрация NASA).

Микролинзирование же позволяет увидеть миры, достаточно удалённые от своей звезды. Они находятся вне обитаемой зоны светил, за краем так называемой снеговой линии. В общем, там попросту слишком холодно.

С другой стороны, если удастся найти такие "полярные" миры, то знания астрономов о других планетных системах обогатятся. Учёные смогут в том числе уточнить границы обитаемых зон звёзд (представления об этом понятии до сих пор трансформируются).

Предложение уважаемых профессоров кажется выгодным со всех сторон. Но, как отмечает New Scientist, есть у него и некоторые недостатки. Во-первых, исследование методом микролинзирования потребует больших денежных вложений (так как изначально "Кеплер" был создан для других методик исследования).

Во-вторых, полностью крест на миссии Kepler управляющие работой аппарата инженеры пока не поставили. Они пытаются реанимировать один из гироскопических маховиков. "Они работают с пациентом, а не выращивают тюльпанчики на его могиле", — заявил профессор Джефф Марси (Geoff Marcy) из университета Калифорнии в Беркли.

Напомним, что за четыре года работы "Кеплер" обнаружил 132 чужих мира и оставил после себя наследие в виде тысяч и тысяч пока ещё не подтверждённых экзопланет.