Жировые клетки ощущают холод и самостоятельно вырабатывают тепло

(фото Reytan/Wikimedia Commons).

В мире миллионы людей сражаются с лишними килограммами, используя в качестве оружия диеты и физические нагрузки, а иногда и соглашаясь на такие радикальные меры как липосакция. А что если худеть станет намного проще? Ведь не секрет, что жир — естественный запас энергии в организме.

Учёные говорят: жир способен сжигать сам себя, главное, разобраться в механизме этого процесса. Например, ещё в прошлом веке было установлено, что так называемая бурая жировая ткань – не просто изолятор от низких температур. Она легко распадается при охлаждении организма, становясь внутренним генератором тепла.

Активация такой реакции происходит в тот момент, когда нейроны, рассредоточенные по всему телу, начинают ощущать холод. Нейроны передают в гипоталамус сигнал о снижении температуры, и при участии симпатической нервной системы в жировые клетки поступает гормон норадреналин, который заставляет организм преобразовывать жир в тепловую энергию.

Однако напомним, что в данном случае речь идёт о легко распадающейся бурой жировой ткани. Она в большом количестве содержится в организме новорожденных и млекопитающих, которые пребывают в состоянии спячки. Что же до среднестатистического взрослого потребителя, то для него гораздо важнее понять, как обстоят дела с пресловутой белой жировой тканью, гораздо менее склонной к распаду.

Знание механизма выработки тепла при помощи сжигания жира однажды поможет людям худеть быстро. На снимке показаны клетки жировой ткани (фото Reytan/Wikimedia Commons).

Специалисты факультета клеточной биологии Медицинской школы Гарварда (Department of Cell Biology Harvard Medical School) совместно с учёными из института изучения рака Дана-Фарбер (Dana–Farber Cancer Institute) провели серию опытов с различными типами жировой ткани и открыли замечательную особенность белой.

Зная, что в механизме получения тепла из жира участвует белок термогенин, исследователи проследили за изменением концентрации этого соединения в трёх типах жировой ткани: белой, бурой и "смешанной" (белая ткань с небольшим количеством клеток бурой ткани).

Как пишут учёные в статье в журнале PNAS, они подвергали жировые ткани температурным колебаниям в диапазоне от 27˚ до 39˚C, варьируя при этом период охлаждения: четыре часа, восемь часов и даже десять дней. Результат оказался удивительным.

В белых и смешанных жировых тканях уровень термогенина удваивался в течение восьми часов охлаждения, причём количество белка вновь стабилизировалось до нормального уровня, как только температура возвращалась до комфортных 37 градусов по Цельсию. Однако в бурых клетках процесс выделения термогенина не наблюдался вовсе.

Авторы исследования заявляют: на лицо кардинальные различия ответного механизма между видами жировой ткани. Если бурая жировая ткань распадается лишь после участия в этом процессе мозга и симпатической нервной системы, то белая способна воспринимать колебания температуры и фактически действовать самостоятельно.

Теперь остаётся надеяться, что это открытие приведёт учёных к полному пониманию процесса сжигания жира для поддержания тепла, что не только избавит людей от лишних килограммов, но и поможет открыть новые секреты нашего организма.