Спутники Плутона получили официальные названия

(фото, иллюстрация SETI).

Пейзаж Плутона в представлении художника

(иллюстрация NASA, ESA, G. Bacon).

Гравюра Густава Доре. Переправа через реку Стикс

(иллюстрация Wikimedia Commons).

Пейзаж Плутона в представлении художника
Гравюра Густава Доре. Переправа через реку Стикс
Международный астрономический союз одобрил официальные названия для двух карликовых спутников Плутона. Бывшие Р4 и Р5 теперь называются Цербер и Стикс. Мифологичность названий обусловлена давней традицией.

В феврале 2013 года было объявлено народное голосование, в ходе которого для недавно открытых карликовых спутников Плутона были выбраны названия. Традиция обязывает к тому, чтобы имена были выбраны самые адские, связанные по смыслу с древнеримским владыкой подземного царства, в честь которого и названа карликовая планета Солнечной системы.

Больше всего голосов набрали названия Цербер (99 432 голоса) и Вулкан (более 170 тысяч). Цербер или Кербер — трёхглавый пёс бога Плутона, согласно мифам, охранял вход в подземное царство. Вулкан также был античным богом, покровителем кузнечного дела и огня, но спутник так предложили назвать, скорее всего, в честь планеты Вулкан из культового сериала Star Trek. Название, кстати, предложил исполнитель главной роли капитана Кирка Уильям Шетнер (William Shatner).

Но из двух самых популярных названий Международный астрономический союз (IAU) одобрил лишь Кербера (почему отвергли второй вариант, расскажем чуть ниже). Кербером теперь будет называться спутник Плутона Р5.

Другой спутник, Р4, решили назвать Стикс в честь древнегреческого олицетворения ужаса и реки в подземном царстве, через которую Харон переправлял умерших в мир иной. Интересно, что в честь этого перевозчика душ назван крупнейший спутник Плутона, который некоторыми учёными считается компонентом двойной планетной системы Плутон-Харон.

Снимок Плутона и его спутников (Никта, Гидра, Харон, Кербер и Стикс), сделанный телескопом "Хаббл" (фото, иллюстрация SETI).

Вариант Стикс занял третье место на международном голосовании, но в итоге оказался выигрышным.

"Я надеюсь, что людям понравятся имена, которые мы выбрали", — говорит Марк Шоуолтер (Mark Showalter), который открыл два ранее неизвестных спутника далёкой карликовой планеты в 2012 году. И всё же учёный несколько расстроился из-за того, что вариант "Вулкан" так и не одобрили, а Шетнер вообще решил оспорить это решение.

Дело в том, что Вулканом уже называли некое небесное тело, которое обращалось вокруг Солнца по более низкой орбите, чем Меркурий. Однако потом астрономы поняли, что ошиблись, и никакой планеты там нет. К тому же, бог Вулкан не имеет прямого отношения к Плутону, и потому это название отвергли.

Пейзаж Плутона в представлении художника (иллюстрация NASA, ESA, G. Bacon).

Как правило, небесные тела получают названия либо в честь своих первооткрывателей, либо учёные сами выбирают имя на свой вкус. Но Шоуолтер и его коллеги избрали путь демократии и позволили народу выбирать имена для плутоновых лун.

Любой пользователь Интернета мог зайти на сайт plutorocks.com и выбрать название из списка или же предложить свой вариант. Фантазия любителей астрономии была ограничена лишь традицией: имена должны быть связаны по смыслу с античным владыкой преисподней.

Как сообщается в пресс-релизе института SETI, изначально в списке было всего 12 названий, но к моменту закрытия почти полмиллиона проголосовавших предложили более 30 тысяч различных имён.

Добавим, что в 2015 году космический аппарат New Horizons подберётся к Плутону и его пяти спутникам, чтобы сделать снимки этого далёкого холодного мира. Тогда могут быть подтверждены или опровергнуты гипотезы о том, что всего спутников у Плутона десять. Если это действительно так, то у одного из них всё же будет шанс носить имя Вулкан, как того хотели Уильям Шетнер и Марк Шоуолтер.