Мышь клонировали при помощи крови, взятой из хвоста

(фото Atsuo Ogura/Biology of reproduction).

Страна восходящего солнца по праву считается страной передовых разработок и прорывных научных достижений в самых разных направлениях: от биотехнологий до робототехники. Не стала исключением и медицина. Японские учёные экспериментально доказали возможность клонирования при помощи венозной крови.

Страна восходящего солнца по праву считается страной передовых разработок и прорывных научных достижений в самых разных направлениях: от биотехнологий до робототехники. Не стала исключением и медицина: недавно стало известно, что после серии клинических испытаний по восстановлению зрения при помощи стволовых клеток японцы первыми в мире решились использовать такие клетки для лечения людей.

Однако на этот раз речь пойдёт о другом, не менее революционном направлении медицины, связанном с искусственным оплодотворением и клонированием. Ранее именно в Японии впервые было получено здоровое потомство лабораторных мышей из искусственной яйцеклетки, а также поставлен рекорд по количеству мышиных клонов.

На этот раз учёные, озадачились вопросом сохранения отдельных особей грызунов. Дело в том, что для многочисленных экспериментов специалисты выводят мышей, обладающих определёнными мутациями, и зачастую возникает необходимость дальнейшего использования таких особей, даже если у подопытных грызунов нет партнёра противоположного пола.

Так, если хотя бы одна из оставшихся мышей мужского пола является носителем здоровой клетки – гоноцита, то возможно искусственное оплодотворение путём интрацитоплазматического введения сперматозоида, когда семя искусственно вводится в яйцеклетку.

Если особь не способна производить здоровые гоноциты, либо же в распоряжении учёных остались лишь самки, то исследователи прибегают к так называемому терапевтическому клонированию, при котором происходит искусственная замена ДНК яйцеклетки.

При терапевтическом клонировании мышей использовались клетки венозной крови, взятой из хвостов грызунов (фото Atsuo Ogura/Biology of reproduction).

Наиболее предпочтительным источником такой ДНК являются кумулюсные клетки, окружающие яйцеклетку в фолликулах яичника. Эти клетки довольно сложно получить, поэтому учёные решили проверить насколько другие клетки, могут оказаться подходящими на эту роль.

Выбор пал на белые кровяные тельца — лейкоциты, которые с лёгкостью можно добыть даже из мышиного хвоста (а именно венозной крови грызуна). В ходе экспериментов выяснилось, что кумулюсные клетки дают здоровое потомство из 2,8% оплодотворённых яйцеклеток. В то же время результат для различных типов лейкоцитов несколько хуже: 2,1% для гранулоцитов и моноцитов, а также 1,7% для лимфоцитов.

Таким образом, эффективность гранулоцитов оказалась значительно ниже, чем ожидалось. Как выяснилось, последнее связано с высоким уровнем фрагментации (в 22,6% на начальных стадиях развития эмбриона). Специалисты отмечают: такой параметр фрагментации в два раза выше, чем у лимфоцитов, и в пять раз больше чем у кумулюсных клеток.

Тем не менее, несмотря на то, что пока не удалось подобрать более эффективный источник ДНК для терапевтического клонирования, чем кумулюсные клетки, учёные всё же доказали, что клонирование возможно даже при помощи более доступных клеток венозной крови.

В дальнейшем медики собираются уделить больше внимания гранулоцитам и разобраться в причинах высокого уровня фрагментации при развитии эмбриона.

Подробнее об исследовании читайте в статье в журнале Biology of reproduction.