Российскую науку избавят от тяжелого наследия 1990-х


фото: Russian Look

Российскую науку ждет глобальная реформа. Ее детали на заседании правительства сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев. Вместо трех академий РАН, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук появится одна общественно-государственная организация.

Российскую науку ждет глобальная реформа. Ее детали на заседании правительства сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев. Вместо трех академий РАН, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук появится одна общественно-государственная организация. Цель реформы — изменить принципы управления наукой и избавить ее от несвойственных функций, которые она приобрела в тяжелые 1990-е. Тогда академиям и академикам нужно было попросту выживать зачастую в ущерб научной работе, но зато в угоду коммерции.

Масштабная реорганизация российских научных академий, о которой было объявлено 27 июня 2013 года на заседании правительства, безусловно, как говорят в кабинете министров, назрела давно.

"Система управления этими структурами сложилась еще в 30-40 годы прошлого века. Сложилась под влиянием субъективных факторов. И, конечно же, не в полной мере соответствует современным задачам развития страны. Эта система давно нуждается в обновлении, — пояснил глава российского правительства Дмитрий Медведев. — Важно дать возможность ученым заниматься прежде всего наукой и исследованиями и избавить их от несвойственных функций управления имуществом и коммунальным хозяйством".

Академии наук в России сегодня — это действительно гигантские, но, как показывает опыт последних лет, далеко не самые эффективные структуры.

В Российской академии наук множество отделений, сотни научных организаций. Здесь работают 100 тысяч человек, из них 45 тысяч научных сотрудников.

В РАН — более 500 академиков. Они получают это звание пожизненно, главная обязанность — обогащать науку новыми достижениями. Есть и 800 членов-корреспондентов. Их избирают за выдающиеся успехи в науке, это потенциальные кандидаты в академики.

Помимо этого, в стране действует Российская академия медицинских наук, в которую входят полсотни НИИ, в ней 239 академиков и почти столько же членов-корреспондентов.

Еще одна крупная академия — сельскохозяйственных наук. 192 НИИ, 25 тысяч человек и 1,5 миллиона гектаров земли в распоряжении.

Расхожее мнение, будто у российской науки ни на что нет денег, в последние годы неверно в корне. За 10 лет финансирование РАН выросло в 5 раз и достигло 64 миллиардов рублей, Академии медицинских наук — 23 миллиардов, а сельского хозяйства — почти 8 миллиардов в год. При этом только 14% ученых молоды, а половина уже в пенсионном возрасте.

"Это просто кадровая катастрофа, одновременно падает доля специалистов, ученых в наиболее продуктивном возрасте от 30 до 49 лет. Эти тенденции несут в себе существенные риски, необратимые утери нашей страны, своего статуса, ведущей научной державы, причем, не в долгосрочной перспективе", — отметил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

Правительственным законопроектом предполагается, что вместо существующих сегодня трех основных научных академий будет создано общественное государственное объединение "Российская академия наук". Заниматься она должна только наукой. Материальные и имущественные вопросы отойдут новому специально создаваемому агентству.

"Нам сегодня действительно нужно открытое честное профессиональное сообщество, которое даст новый импульс развитию науки. Для нас принципиально важно сформировать и поддерживать, сознательно поддерживать сообщество, отделенное от принадлежности к каким бы то ни было институтам, университетам, учреждениям", — подчеркнула заместитель председателя российского правительства Ольга Голодец.

"Не всегда хороший ученый бывает хорошим хозяйственником. Мне посчастливилось работать с такими выдающимися академиками, как академик Александров, академик Харитон, академик Котельников. И зачастую в разговорах они, конечно, говорили, что многие хозяйственные проблемы столь сложны, что сами они их не могут решить", — рассказал президент Российского общества акушеров-гинекологов, академик РАМН Владимир Кулаков.

Безусловно, хорошо, что в постсоветское время академия сохранилась, выжила. Но непростые 1990-е годы, когда на науку действительно выделялись копейки, во многом исказили, а где-то даже извратили ее деятельность. Яркий пример прямо напротив главного здания РАН. Здесь, на земле академии, возведена элитная новостройка, квартиры в активной продаже.

Правоохранительные органы разбирались и с деятельностью сельскохозяйственной академии. На ее землях, расположенные в самых дорогостоящих частях столицы и других городов, строились высотки и дорогостоящие коттеджи.

"Достаточно сказать, что 56% объектов имущества находящихся сегодня в ведении академических организаций не зарегистрированы в установленном законе порядке. Это является грубейшим нарушением законодательства Российской Федерации", — отметил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов.

При этом научная жизнь в академиях если не замерла, то затормозилась — точно. Мировые рейтинги свидетельствуют: на Россию приходится лишь 2% публикаций в ведущих научных журналах планеты, что подтверждает — Академия наук перестала соответствовать современным вызовам.

"А вот мы так делали, и деды наши так делали. Но и мы так будем делать. И пропади все пропадом. В этом смысле Академия наук является таким пережитком, динозавром с советских времен, она должна модернизироваться, она должна меняться", — решил заведующий лабораторией Института биологии гена РАН профессор Константин Северинов.

Молодые ученые по-прежнему уезжают, российские ученые совершают открытия все чаще вовсе не в России.

"Академия наук, ее облик должны стать более привлекательными в результате реформ, не вызывать отторжения у молодежи и, конечно, надо остановить массовый отъезд молодежи на Запад для работы в западных академиях", — подчеркнул первый вице-президент Российской академии медицинских наук академик Михаил Пальцев.

В новой Российской академии наук не будет разделения на академиков и членов-корреспондентов, которое многим казалось несправедливым. Только академики получали пожизненное пособие минимум в 100 тысяч рублей. Но на ближайшие 3 года вводится мораторий на избрание новых академиков. Ученые сегодня вечером собрались на экстренную встречу, чтобы обсудить законопроект.

"Смысл этого заседания — проинформировать членов президиума о том, что происходит вокруг академии и из первых уст узнать обстановку. Это было целью. Мы разрабатывали такую стратегию. А то, что люди узнали объективную правду – это хорошо всегда. Мнения были очень острыми. Но есть логика, ее как раз Медведев озвучил, что чем больше ученые занимаются наукой и меньше бытовыми делами, то это хорошо. Это правильно, но реализовать это бывает очень трудно. Реализовать ситуацию, когда институтом руководит человек технический, а идейное руководство осуществляет какой-то элитный академик – это неплохая идея, но она часто нереализуема. Но мы договорились на правительстве, что поставим эксперименты. Посмотрим, как это будет работать в наших условиях. Если этот эксперимент будет хорошим, то почему бы и нет?" — отметил президент Российской академии наук академик Владимир Фортов.

"Убирается пересортица. Вчера были академии какого-то второго ранга – Академия медицинских наук, сельскохозяйственных и другие. Сегодня они вновь объединяются под эгидой Академии наук", — подчеркнул президент Российской академии медицинских наук Иван Дедов.

"Концентрация академий в одной структуре мне представляется тоже полезной. И самое главное: жизнь в академии должна быть проще, прозрачнее, доступнее для молодежи", — видит будущее президент Российского фонда фундаментальных исследований, академик РАН Владислав Панченко.

Законопроект о реорганизации академий будет внесен в Госдуму в начале июля 2013 года.