Японцы сделали ткани прозрачными при помощи сахара

(фото Nature Neuroscience 2013).

Схема работы SeeDB ≈ нового метода визуализации сложных биологических структур с применением флуоресцентной микроскопии

(иллюстрация Nature Neuroscience 2013).

Исследователи из Страны восходящего солнца разработали метод обесцвечивания тканей всего за три дня. При этом химический состав и форма изучаемых образцов не изменяются. С помощью новой технологии учёным удалось получить карту мозга мыши в беспрецедентном разрешении.

Исследователи из Страны восходящего солнца разработали метод обесцвечивания тканей всего за три дня при помощи раствора сахара в воде. При этом химический состав и форма изучаемых образцов не изменяются. С помощью новой технологии и флуоресцентной микроскопии учёным удалось получить карту мозга мыши в беспрецедентном разрешении.

Рассказывающая об исследовании биологов из института RIKEN (RIKEN CDB) статья появилась в журнале Nature Neuroscience.

Если говорить вкратце, то доктора Такеси Имаи (Takeshi Imai), Сатоси Фудзимото (Satoshi Fujimoto) и Мен-Тсен Ке (Meng-Tsen Ke) создали особый водный раствор фруктозы.

Обесцвечивание тканей образцов позволяет изучить такие сложные биологические структуры как мозг. Так, японским исследователям при помощи технологии SeeDB (расшифровывается как See Deep Brain – "увидеть глубинное строение мозга") удалось изучить эмбрионы мышей и построить карту мозга грызунов. Правда, для исследования мозга пришлось подключить флуоресцентную микроскопию. Но последнее является, скорее, достоинством нежели недостатком. Ранее биологи не могли использовать флуоресцентные красители, так как они разрушались агрессивной обесцвечивающей средой, приходилось резать мозг на пласты.

Ткани выдерживаются в сладком растворе три дня, после чего непрозрачные клетки, становятся прозрачными (фото Nature Neuroscience 2013).

В результате японские учёные впервые в мире описали соединения левого и правого полушарий мозга в коре головного мозга в трёх измерениях. Биологам Страны восходящего солнца также удалось изучить нейронную активность всего мозга. А ещё Имаи и его коллеги исследовали в объёме отдельные связи митральных клеток обонятельной луковицы (отвечающей за восприятие запахов).

"SeeDB – технология недорогая, быстрая и безопасная в использовании, а также не требует особого оборудования. Она пригодится для широкого круга исследований, в том числе и для изучения нейронной активности человеческого мозга", — пишут японцы.

Добавим, что это не первая подобная работа. Ранее мы писали о проекте CLARITY – разработке американских учёных. Также исследователи представили проект Scale. Однако обе эти техники имеют определённые недостатки. В отличие от них методика японцев является неразрушающей (речь о форме образцов и их химическом составе), а процедура обесцвечивания довольно короткой.